0
0
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

05.09.2021 18:43:00

Грядущий кризис легитимности. Вечны ли итоги Второй мировой войны

Вечны ли итоги Второй мировой войны

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук.

Тэги: власть, политика, общество, геополитика, вторая мировая война


Фото Reuters

Минувшая неделя по традиции была тесно связана с проблематикой Второй мировой войны: 1 сентября мир вспоминал годовщину ее начала, 2 сентября – годовщину ее окончания. На этом фоне 30 августа министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Нападки на Сталина как на главного злодея, сваливание в одну кучу всего, что он сделал в довоенное время, во время, после войны, – это ведь тоже часть той самой атаки на наше прошлое, на итоги Второй мировой войны».

В словах Лаврова либеральная общественность и в нашей стране, и в Восточной Европе увидела некий вариант «реабилитации сталинизма». Но если задуматься, то они демонстрируют лишь часть той проблемы, которая ожидает нас всех в будущем.

Современный мировой порядок сконструирован по итогам Второй мировой войны: мы продолжаем жить по правилам, установленным державами-победительницами. Система ООН (включая Совбез и его постоянных членов), международного экономического регулирования (МВФ, Всемирный банк, ГАТТ / ВТО) и международного права (от Устава ООН до ИКАО) созданы Второй мировой войной. Она же утвердила и базовые нормы международного взаимодействия: признание формального равенства народов и рас, равноправие больших и малых стран и ограничение суверенного права государств на объявление состояния войны. К остаткам Второй мировой войны относятся и сохраняющиеся до настоящего времени ограничения суверенитета Японии и Германии, и границы между современными европейскими странами.

Наша шкала ценностей тоже создана итогами Второй мировой войны: мы постулируем, что живем в гуманистической цивилизации и что она безальтернативна. Мы осуждаем популизм, потому что помним, что популизм Муссолини и Гитлера привел ко Второй мировой войне. Мы осуждаем расизм, ибо помним облик нацистских концлагерей. Мы считаем чем-то недопустимым, если политик или эксперт говорит о войне как о чем-то абстрактном и необходимом, потому что снова вспоминаем о Второй мировой. На многочисленных интернет-форумах осуждаются «диванные вояки»: пользователи, которые, призывая к военному решению проблемы, сами не собираются воевать. Интересно, что во времена, например, Крымской войны такая позиция была нормой: считалось, что воевать должны небольшие контингенты профессионалов, а народ – наблюдать за войной из Лондона, Парижа или Петербурга.

Мы зачастую не замечаем, что живем в наследии Второй мировой войны. Коммунисты и либералы, непримиримые противники, спорят в одной морально-ценностной шкале. Первые доказывают, что секретный дополнительный протокол к «пакту Молотова–Риббентропа» – фальшивка или необходимость для СССР; вторые доказывают, что этот документ уравнивает сталинизм и нацизм. Но представим себе, что появляется некто третий – расчетливый и циничный политический реалист в духе Пальмерстона или Бисмарка, который холодно говорит, что естественное право великих держав – делить малые страны на сферы влияния. Спор потеряет всякий смысл, ибо он ведется в рамках иной морально-ценностной шкалы Венского порядка.

Однако вся структура мирового порядка и наша система ценностей легитимизирована итогами Второй мировой войны. По мере отдаления от нее самоочевидные ценности будет размываться. Чем будет Вторая мировая для поколения, родившегося в 2017 или 2020 году? Чем-то вроде войны 1812 года: далеким историческим событием с исторической романтикой в духе толстовского «Войны и мира». Для их детей, которые родятся около 2050 года, война и вовсе может принять водевильный характер – гусары, корнеты, эполеты, как, собственно, это случилось с Наполеоновскими войнами к концу XIX века.

К середине нашего века могут выйти на свет неудобные вопросы. Почему именно пять держав-победительниц в далекой войне (после которой, кстати, уже была куча войн) должны по-прежнему управлять миром? Почему Германия и Япония должны находиться в неравноправном положении, хотя поколение, помнящее ту войну, давно ушло? Почему границы, установленные в результате той войны, это некая священная корова и новая норма навеки веков? В конце концов, все страны Восточной Европы существуют в наши дни в советской «сборке»: бывшие соцстраны – середины 1940-х, а бывшие республики СССР – 1990 года. Но должны ли мы считать их окончательными, или они только промежуточный этап исторического развития и в определенных исторических условиях изменятся точно так же, как и все границы до них?

Тематика сталинизма тянет за собой две долгосрочные проблемы. Во-первых, встанет вопрос о месте России в Совбезе ООН как правопреемницы и продолжательницы сталинского СССР. (Если Россия – правопреемница не СССР, а Российской империи, нам придется заново подписать все международно-правовые документы.) Во-вторых, воскреснет вопрос о законности установленных Сталиным границ в Восточной Европе. Польша получила четыре немецкие провинции (Силезию, Познань, Предпомеранию и большую часть Восточной Пруссии), а на востоке ее границу оформил Советско-польский договор 1945 года. Но если сталинизм преступен на международном уровне, то как называть сталинские границы? Закрыт ли вопрос о германской и венгерской реконкисте в Восточной Европе, пока неизвестно: то ли закрыт, то ли Германия и Венгрия только оправляются от катастрофы середины XX века.

Эксперты часто размышляют над тем, погубит ли нас гипотетическая ядерная война или климатическая катастрофа. При этом мы как-то игнорируем важную тему взаимодействия войны и общества. Первая мировая не случайно произошла в 1914 году, ровно через 100 лет после окончания Наполеоновских войн. Уже перед политиками 1890-х годов встал вопрос: если Наполеоновские войны стали уже настолько далеки и водевильны, то легитимизировать их итогами мировой порядок невозможно: нужна новая победа как новая точка отсчета.

Не повторит ли наш Ялтинско-Потсдамский порядок весь путь Венского порядка «от Ватерлоо до Сараево»? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...