0
3365
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

06.10.2021 19:43:00

Вход в университет – через его кассу

Отчисленные за неуспеваемость студенты спокойно восстанавливаются в том же вузе, но уже за деньги

Светлана Распопова

Об авторе: Светлана Сергеевна Распопова – доктор филологических наук, профессор.

Тэги: учитель, образовательные услуги, минпрос, закон, университет, студенты, задолженность, высшее образование, бизнес


«Таинство» вузовского экзамена сегодня зачастую имеет вполне определенный денежный эквивалент. Фото с сайта www.msu.ru

На встрече с лауреатами конкурса «Учитель года» в Ростове-на-Дону в минувшее воскресенье министр просвещения РФ Сергей Кравцов неожиданно, с особым пафосом сообщил педагогам: «По итогам поручения Госсовета принято решение исключить понятие «образовательные услуги» из деятельности учителя. Потому что учитель точно не оказывает услуги. Учитель прежде всего – это признание, миссия, воспитание, служение». Министр подчеркнул, что поправки в закон об образовании уже готовы.

Не прошло и 10 лет! Поэтому – и неожиданно… Действительно, в России образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар. Если говорить точнее, в образовательную услугу. А университеты – в большой рынок, где все по-настоящему: и покупатель, и продавец, и товар. Несмотря на утверждения экономистов, что услуги в образовании – это товар специфический, потому что он носит общественный характер, рынок этот в России все больше похож на базар, где торговцы (университеты) ведут борьбу за студента как за покупателя, или, выражаясь по-современному, за клиента. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

Но образовательную услугу не попробуешь на вкус, как на продуктовом рынке. Поэтому наивным и тревожным абитуриентам приходится верить на слово приемным комиссиям, просматривая учебные планы, программы, сертификаты и лицензии, которые помещены на сайтах университетов.

Однако услуги неотделимы от людей, оказывающих их. Любая замена преподавателя может изменить не только процесс, но и результат оказания услуги и сказаться на спросе. Но кто на рынке об этом задумывается? Причем понимают это и те, кто оказывает образовательную услугу, и те, кто ее приобретает. Но понимают по-разному.

Университетский преподаватель никак не может свыкнуться с тем, что студенты – это клиенты, которые не нуждаются в его наставничестве. Для многих из них образование – товар, который зачастую люди покупают впрок, авось пригодится. Отсюда и бесконечные пропуски студентами лекций и семинарских занятий, систематическое невыполнение ими заданий и почти круглогодичные пересдачи, на которых им предоставляется несколько попыток сдать свои хвосты за предыдущие курсы.

Несколько лет назад я натолкнулась на книгу кандидата философских наук, доцента Вадима Колмыкова «Век просвещения». Это хроника, в которой отображается жизнь вузовских преподавателей и студентов одного провинциального университета. Повествованием в ней являются не столько действия, сколько смыслы, которыми живет университет. Вот несколько выдержек из нее…

«Сегодня пересдача хвостов, из 20 задолжников не сдали экзамен четверо. 10 не явились. Посмотрим, как будет реагировать на это начальство. На следующий день на меня начали давить…»

«Еще до пересдачи я обратил внимание на то, что в списке одной из студенческих групп, вернее в ведомости, имеется фамилия, которая в группе была неизвестна, мне она также ничего не говорила – какая-то Мирохина. Она появилась на экзамене, и я узнал в ней студентку, которой в прошлом году поставил двойку на экзамене, и вот спустя год она оказалась в списках, не появившись ни на лекциях, ни на семинарах ни разу. Ответ ее и в этом году не отличался от прошлогоднего. Поставив два балла, я спросил, как она оказалась снова на дневном отделении? «Легко. Я заплатила деньги в кассу университета!»

Прочитав это грустное повествование, я вспомнила свою историю. Как-то на зачет пришла студентка вечернего отделения, которую я увидела впервые в этот вечер. Она взяла билет, долго сидела, что-то искала в своем смартфоне, а когда ответила, натолкнулась на мои вопросы. В ответ я услышала: «А вы знаете, где я работаю, какая у меня зарплата и на какой машине я сюда приехала?»

Не помню даже, что я тогда ей конкретно ответила. По-моему, сказала, что не стыдно не иметь дорогой машины, стыдно не интересоваться профессией, на которую учишься.

Сейчас вот думаю, с такими «талантами» эта студентка, без сомнения, еще выше поднялась по своей карьерной лестнице. Потому что высшее образование в России стало бизнесом. Деньги решают все. Они, как говаривал герой Достоевского, «даже таланты дают». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также