0
2792
Газета Проза, периодика Печатная версия

17.02.2021 20:30:00

Кто похитит Европу?

Гильгамеш, война и кризис идентичности

Тэги: проза, история, фантастика, сакральность, мифология, гильгамеш, воланд, кот, гоголь, булгаков, шумер, финикия, пуштуны, россия, зевс, европа, мусульмане, ислам, болгария, сша, кризис, война, сирия, алеппо, курдистан, рим, лондон


Этот античный миф описывает крушение личных ценностей. Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. ГТГ

Есть в фантастике поджанр, не известный зарубежным писателям и очень редко встречающийся у нас. Это так называемая сакральная фантастика. Сакральная фантастика отличается от фэнтези тем, что в сюжете действуют не магические и не волшебные, а именно сакральные мистические силы. Духи и божества. Николай Гоголь писал сакральную фантастику. Михаил Булгаков писал сакральную фантастику. Елена Хаецкая пишет сакральную фантастику. Свои силы в этом поджанре попробовала и Татьяна Беспалова. В ее новом романе на одинаковых правах с человеческими персонажами действует древний бог, герой шумерского эпоса Гильгамеш. И, как у булгаковского Воланда, у него есть даже своя свита, состоящая, правда, из одного кота.

Но если фантастический персонаж романа родом из Шумера, то причем тут похищение древней финикийской принцессы, вынесенное в его заголовок? Этого не поймешь, пока не дочитаешь произведение до конца. Что предложил принцессе Европе Зевс? Он предложил забыть свою прежнюю жизнь, свой прежний статус, а взамен пообещал свою любовь, любовь бога. И Европа покинула родину и семью ради этой новой жизни. Точно так же в конце романа Беспаловой русская девушка Надежда уходит из семьи со своим возлюбленным, пуштуном Шурали, уходит в новую жизнь, фактически на войну.

Неоднозначный финал. Особенно если вспомнить, как потом таких девочек приходится возвращать домой. Но вполне допустимый с точки зрения той проблемы, которую ставит Беспалова в своем романе.

А проблема состоит в том, что европейский, а шире западный, мир потерял ориентиры и находится в глубоком экзистенциальном кризисе. Критерии размыты, реперные точки исчезают. Системы ценностей разных национальных и социальных групп не только не совпадают, но даже не пересекаются. Люди перестали понимать, кто они и зачем живут. Налицо кризис идентичности. А между тем на Европу надвигается война… Нет, не так: надвигается Война. Она приходит с массой беженцев-мусульман, у которых с идентичностью все в порядке и которые хорошо знают, что им надо и как это взять.

Тогда при чем тут Гильгамеш, могут спросить читатели. Гильгамеш – один из движителей сюжета, сводящий и разводящий персонажей книги. Без его помощи сирийский мальчик Ияри и пуштун Шурали никогда не добрались бы из сгоревшего кровоточащего Алеппо в благополучный и мирный (пока еще) болгарский Несебр, без него не познакомились бы Шурали и Надя и не произошло бы еще многое из описанного в романе. Правда, сначала кажется, что Гильгамеш существует только в воспаленном воображении семилетнего Ияри. Но древний герой оказывается самым настоящим и берет под свое покровительство мальчика, потому что Ияри на самом деле… Но об этом читателям лучше прочесть в самом романе Татьяны Беспаловой.

Татьяна Беспалова. Похищение
Европы: Роман.– М.: ArsisBooks,
2020. – 296 с.
Особенно подкупает то, что свои опасения и тревоги о судьбах современного мира писательница выразила художественно, через описание личности и мыслей своих героев. При чтении мне казалось, что Беспалова несколько перегнула палку: слишком потерянными, слишком углубленными в себя, в свою экзистенцию кажутся ее русские и болгарские персонажи, и слишком собранным и целеустремленным – исламский боевик Шурали. Но посмотрев недавние сюжеты телевизионных новостей, в которых белые американцы потерянно встают на колени перед черными американцами и рушатся памятники отцам-основателям Североамериканских Соединенных Штатов, я был поражен, как точно Беспалова угадала надвигающийся кризис идентичности западной цивилизации. Тем более что романы пишутся обычно по нескольку лет. Подобно тому как белые американцы не способны дать отпор распоясавшимся цветным хулиганам, выведенные в романе болгарские персонажи пасуют раз за разом перед одним-единственным исламским боевиком. Недаром мальчик из сожженного Алеппо, Ияри, едва взглянув в первый раз на болгар, выносит совершенно недетское суждение: «Они хотят мира, лени, довольства. Слишком ценят деньги и комфорт, а потому уже начали вырождаться. Их распятый пророк не в силах объяснить им, что война так же естественна, как рождение, смерть, голод и алчность». Этот вывод, принадлежащий на самом деле Татьяне Беспаловой, можно распространить на все западное общество.

Роман «Похищение Европы» заслуживает внимания хотя бы потому, что позволяет свести вместе концы и начала, вытащенные на всеобщее обозрение автором данной рецензии, и насладиться перипетиями лихо закрученного между этими концами и началами сюжета. Тем более что вышеназванными героями список персонажей книги не исчерпывается. Там много разных лиц: молодых и старых, уравновешенных и сумасбродных, счастливых и несчастных, фанатиков и наемников, дельцов и бессребреников. Да и четвероногие персонажи романа очень хороши. И действие романа происходит на огромной территории от Алеппо и Восточного Курдистана до Рима и Лондона.

Орел


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также