0
1104
Газета Проза, периодика Печатная версия

17.11.2021 20:30:00

Те, кто сумел

Вадим Фадин написал о «сильных бедных»

Тэги: проза, эмиграция, германия, ссср, политика, евреи


Люди в романе постоянно перемещаются,
но собственно действий немного… 
Рисунок Леона Гутмана (США).
Новый роман Вадима Фадина, возможно, лучшее, что он написал в прозе: ясная композиция, не лишенные любопытных подробностей события, мягкая, обволакивающая сознание речь.

Писатель, как и во многих предыдущих текстах, обращается к теме эмиграции, рассказывает о первых месяцах человека из России, приехавшего в Германию на постоянное место жительства. Понятно, что всякая эмиграция связана с ломкой психики, и Фадин показывает те коллизии, которые возникают в новой среде. Вот профессор Литвинов, когда-то преподававший социальные дисциплины. Он не может отвыкнуть от марксистского измерения бытия. Вот преподавательница немецкого языка Ирма, ей никак не удается соединиться с мужем, который устроился на работу в Кельне. Вот совершенно одинокий учитель музыки Захар Ильич Окорочко. Единственно близкое ему существо, с кем можно поговорить и пожаловаться на судьбу, – собака Фред.

Фадин в каком-то месте упоминает, что эмиграция в основном еврейская. Но специфический еврейский космос в романе не возникает. Уехавшие – это люди вообще, космополиты. Каким является и главный герой – бывший инженер Дмитрий Алексеевич Свешников, в одночасье оказавшийся не у дел. Свешников – русский, его же жена Раиса имеет еврейские корни, что позволяет им, давно не живущим вместе, умчаться вдвоем на Запад. Говоря об особенностях переезда, герой вспоминает присказку тех лет: еврейская жена не роскошь, а средство передвижения.

Размышляя о причинах, побудивших его на столь решительный шаг, Свешников признается себе, что главными из них были бытовая неустроенность и страх, что к власти снова придут коммунисты. Последнее в наших условиях звучит несколько анекдотически. Но Свешников не смотрит так далеко вперед.

Фактически герой пытается убедить себя, что он не экономический мигрант, и его бегство оправданно с политической точки зрения. Отчасти так оно и есть, хотя оптика у героя сдвинута.

Вадим Фадин. Хор мальчиков:
Роман – М.: Время, 2021. – 468 с.
Эмиграция 1990-х годов имела и сильный экономический вектор. Из страны уехали прежде всего те, кто не нашел себя, кто оказался у черты бедности. Конечно, далеко не всякий человек мог прорваться через барьеры. В этой связи мы можем говорить о тех, кто оказался в другом измерении, как о «сильных бедных», о тех, кто сумел, кому удалось.

Сильные бедные существуют и в современной России. Они добиваются всевозможных пособий, устраивают различные группы по интересам, пробивают на муниципальном уровне важные им проекты, скажем, обустройство лесопарка.

Но есть еще и «бедные бедные», кто не в состоянии собрать даже нужных документов, чтобы получить положенные им социальные выплаты. Разговор в романе, однако, не о них.

В фадинском произведении люди постоянно куда-то идут, перемещаются, но собственно действий в тексте немного. Роман можно сравнить с традиционной санскритской драмой, где статика преобладает над динамикой. Главное в ней – чувства, переживания. Целые акты могут быть посвящены описанию, например, прощания героя с ашрамом. Время, пространство, архитектоника – все работает на фиксацию какой-то танцевальной позы, образа. Цель индийской драмы заключается в гармонизации мировосприятия, снятии всех возникающих противоречий.

Вот и Фадин, сообразуясь с ней, останавливается на немногом, ходит вокруг немногого, чтобы войти в саму глубину, во внутренний смысл происходящего и соединить все одной живописной линией.

Но что же все-таки происходит в романе?

Конечно, любовь. Свешников случайно встречает бывшую подругу Марию. И с ней продолжается непростая история. Но главная интрига разворачивается вокруг другого события – попытки формальной жены и ее сына от первого брака развести героя на бабки. Чтобы разобраться в деле, тот едет на несколько дней в Москву – и там находит поддержку бывших одноклассников. Отсюда, к слову, и название произведения: «Хор мальчиков».

«Мальчики» живут по-разному, но встреча с ними лишний раз убеждает Свешникова в правильности выбранного им пути – в современной России делать ему решительно нечего.

Роман Фадина находится явно не в тренде. Он не патриотичен, ностальгия о советском вчера в нем начисто отсутствует, постмодернистской игры с формами тоже вроде не просматривается. «Большая книга» ему, похоже, не светит. Но его приятно читать, не спеша перелистывать страницы. Спокойное такое чтение.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также