0
1
Газета Москва Печатная версия

05.11.2020 20:40:00

В проект бюджета Москвы заложили рост расходов на соцподдержку

Городские власти намерены выполнить все обязательства перед горожанами, даже несмотря на пандемию

Тэги: москва, бюджет, соцподдержка, льготы, жкх, инвестиционная программа, пандемия, коронавирус


Фото Д. Гришкина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

В Московскую городскую думу внесен проект закона «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов». Проект основного финансового документа мегаполиса был сформирован исходя из оценки влияния пандемии на бюджетную систему города в 2020 году, а также с учетом прогнозируемых темпов восстановительного роста в 2021-м и последующие годы. Приоритетами бюджета будут выполнение социальных обязательств города перед москвичами, преодоление негативных последствий пандемии коронавируса и поддержка системы здравоохранения.

Столичное правительство 3 ноября внесло в Московскую городскую думу проект закона «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов». Несмотря на пандемию коронавируса, эксперты называют бюджет оптимистическим – в нем сохранена традиционная для российской столицы социальная направленность, а также добавлено финансирование актуальных в связи с пандемией мер по поддержке бизнеса и развитию медицины. Как отмечают в мэрии, согласно прогнозу социально-экономического развития Москвы, рост ВРП в 2021–2023 годах составит 3,3–3,4% в год при стабильно низком уровне инфляции 3,3–3,5% в год. С учетом этого ожидается, что в 2021 году доходы городского бюджета увеличатся на 6,5% по сравнению с 2020 годом, в 2022–2023 годах прогнозируемый рост доходов составит около 9% в год.

Расходы на социальные нужды в последние годы оставались стабильно высокими, и мэр Сергей Собянин заявил, что на социальные нужды в 2021–2023 годах будет выделяться больше средств. На соцпрограммы будет направлено более 56% расходов городского бюджета, что составит примерно 1,8 трлн руб. (рост более чем на 90 млрд руб. по сравнению с бюджетом на 2020 год). В целом с учетом оплаты медицинской помощи из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на финансирование социальных расходов в 2021 году будет направлено примерно 2,1 трлн руб.

Например, планируется, что на оказание мер социальной поддержки жителям Москвы в денежной и натуральной форме (в виде доплат к пенсиям, льгот по проезду в общественном транспорте, оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственного обеспечения и многого другого) из бюджета в 2021–2023 годах потратят 529,4 млрд руб., что на 6% больше по сравнению с бюджетом на нынешний год. На прямые денежные выплаты семьям с детьми в проекте бюджета планируется направить 70,5 млрд руб., пожилым горожанам – 188,8 млрд руб. Все это даст возможность индексировать пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми и горожанам старшего поколения на уровне выше инфляции. А расходы на обеспечение московских льготников бесплатными или льготными лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в 2021 году составят 45,7 млрд руб.

Сейчас льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищными субсидиями пользуются более 4 млн москвичей, и расходы на выплаты жилищных субсидий семьям с низким уровнем дохода в 2021 году запланированы на сумму 21,9 млрд руб.


Немалые деньги – 6,5 млрд руб. – будут направлены на оказание адресной социальной поддержки жителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В 2021 году будет продолжаться выполнение популярной среди москвичей старшего возраста программы «Московское долголетие» – на нее предусмотрено 2,5 млрд руб.

Последствием пандемии для бюджета в 2021 году будет дефицит в объеме 510 млрд руб., который последовательно предполагается уменьшать в 2022 и 2023 годах. В планах обеспечить снижение объема дефицита бюджета в 2022 году до 340,6 млрд руб., в 2023 году – до 183,4 млрд руб. Достичь этого предполагается за счет экономии на расходах. Для покрытия дефицита могут быть привлечены займы, например, путем размещения государственных облигаций города Москвы. Использование подобного механизма распространено в России и мире, и привлечение займов в таком объеме не будет негативно влиять на устойчивость городского бюджета. Сейчас госдолг столицы РФ находится на минимальном уровне – 30 млрд руб., что составляет всего 1,1% от объема доходов бюджета. Планируется, что объем заимствований будет снижаться и составит 178,5 млрд руб. в 2022 году и 44,1 млрд руб. в 2023 году.

Проект бюджета Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов сохраняет преемственность бюджетов прошлых лет, уверена директор образовательно-научного центра «Экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова Лисицына Екатерина. «Он является программным, социальным и инвестиционным, что четко прослеживается в структуре расходов (93% расходной части бюджета будет направлено на реализацию важнейших городских программ развития: развитие транспортной системы, образования, здравоохранения, культуры и других). Безусловный приоритет бюджета 2021 года – государственная программа развития здравоохранения, расходы на которую будут увеличены на 11,8%, что направлено на преодоление негативных последствий пандемии коронавируса, – говорит эксперт. – 2021 год – это посткризисный период, что приведет к низким доходам из-за сокращения экономики и высоким антикризисным расходам. Бюджет Москвы на следующий год дефицитен (на 2021 год планируется дефицит в объеме 510 млрд руб.), поэтому инструментом покрытия дефицита выступает выход на рынок заимствований в объеме 396 млрд руб. Важным является не только объем средств, структура расходов и доходов, но и эффективность их использования. Для преодоления крайне сложной экономической ситуации необходимо постоянно повышать эффективность и результативность использования бюджетных средств».

«Москва является лидером по реализации программ, оказывающих синергетическое воздействие и на социальную сферу, и на промышленность, работающую в интересах социальной сферы», – полагает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, член Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина. – Бюджет города на будущий период сбалансирован и направлен реальную поддержку жителей, реализацию инфраструктурных и социальных проектов, что позволит поддержать экономику индустрии детских товаров. Кроме того, в этом году правительством столицы были приняты новые меры поддержки для организаций досуговой сферы, к которым относятся и детские центры, оказывающие познавательные и развлекательные услуги для всей семьи и для детства. Для нас было важно увидеть в принимаемом бюджете Москвы сохранение антикризисных мер поддержки экономики детства».

«Важно, что половина инвестиционного бюджета – адресная инвестиционная программа правительства Москвы, – считает глава исполкома московской «Деловой России» Евгений Базылев. – Ее продолжение – критически важный фактор для социально-экономической стабильности города. Успешное по сравнению со многими регионами преодоление Москвой последствий периода самоизоляции обусловлено ранее сделанными инвестициями в промышленную и шире бизнес-инфраструктуру города: технопарки, поддержку экспортеров и так далее. Думаю, что бизнес положительно воспримет стабильность экономической политики города и приток частных инвестиций в экономику Москвы сохранится на высоком уровне».

По словам председателя комитета по финансовым рынкам объединения предпринимателей «Опора России» Павла Самиева, бюджет Москвы на предстоящий период сформирован с учетом новых реалий, которые сложились из-за пандемии коронавируса. «Большая часть средств направлена на меры социальной поддержки. Можно сказать, что в мире нет ни одного бюджета настолько социально ориентированного, – говорит Самиев. – Кроме того, в бюджете предусмотрены и расходы на меры поддержки предпринимателей, малого и среднего бизнеса, инновационного кластера, развитие отдельных территорий, которые в будущем привлекут немало инвестиций в город. Бюджет явно ориентирован на развитие малого и среднего бизнеса, а это очень важная составляющая, особенно с учетом того, что по этому сектору экономики пришелся удар пандемии».

Одна из главных задач в предстоящем году – обеспечить горожанам доступность качественной медицинской помощи, а также профинансировать меры по борьбе с пандемией COVID-19, в том числе проведение массовой бесплатной вакцинации жителей столицы. Программа развития здравоохранения с учетом средств ОМС станет крупнейшей по объемам финансирования. Расходы на нее вырастут с 400 млрд руб. в 2020 году до 447,1 млрд руб. в 2021 году, что составляет 11,8%. При этом на профилактику инфекционных заболеваний в 2021 году планируется выделить 12,7 млрд руб., из которых на массовую вакцинацию от коронавируса направят 10 млрд руб. Московские власти в этих условиях намерены сохранить финансирование программ профилактических прививок от пневмококковой и менингококковой инфекций, дифтерии, коклюша, вируса папилломы человека и других инфекций. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...