0
7020
Газета Москва Печатная версия

25.04.2021 19:45:00

Анатолий Вассерман: "В современном мире людям придется не раз менять специальности"

Знаменитый интеллектуал рассказал студентам Московского политехнического университета о том, полезно ли высшее образование

Тэги: анатолий вассерман, студенты, высшее образование, закон, образование, профессии, переквалификация, москва, политехнический университет


Анатолий Вассерман уверен, что стипендии нужно повышать. Фото со страницы Московского Политеха в «ВКонтакте»

Студенты Московского политехнического университета засыпали знаменитого участника интеллектуальных игр, публициста и аналитика Анатолия Вассермана важными вопросами: о морали в кино, о сертификате просветителя, о том, почему русские не хотят быть русскими, и нужно ли в современном мире высшее образование. Интеллектуал общался со студентами почти два часа во время специальной встречи «Профессия будущего». Самые интересные вопросы и ответы Вассермана на них – в материале «НГ».

Как вы относитесь к поправкам в закон об образовании, в частности на просветительскую деятельность?

«Вы имеете в виду недавние поправки, требующие сертифицировать статус просветителя? – уточнил Вассерман. – Мне самому, конечно, они могут помешать. Потому что вот такие беседы, например, – тоже в какой-то мере просветительская деятельность. Тем не менее я считаю, что формат сертификации сейчас нужен, потому что под видом просвещения расплодилось столько способов затемнения, что ни матом сказать, ни на заборе не написать».

Публицист напомнил о лихих 90-х, когда под видом просвещения «впаривали неизвестно что и последствия той деятельности мы до сих пор наблюдаем». Он признался, что сам становился жертвой лженаук, но рад, что не успел поверить в Аллана Чумака. Вассерман добавил, что сертификацию просветительской деятельности можно будет устранить, когда люди наведут порядок в собственных умах.

Почему вы считаете, что студент должен получать стипендию не ниже прожиточного минимума?

«Студент – тоже человек и тоже должен жить, – уверен Анатолий Вассерман. – И всевозможные формы заработка студента – вынужденное отвлечение от получения знаний. Государство должно заботиться о стипендии студентов просто для того, чтобы обеспечить их возможностью полноценной учебы». Публицист вспомнил, что когда он сам учился в институте, то стипендия студентов была 35 руб. – всего в два раза меньше минимальной зарплаты в Советском Союзе, которая составляла 70 руб. в месяц и могла прокормить небольшую семью. «Рубль начала 70-х годов примерно соответствовал 1–2 тыс. нынешних рублей», – уточнил он.

Как вы оцениваете роль высшего образования для современного человека? И качество высшего образования в России?

«Образование у нас лучше, чем в большей части стран, все еще почему-то именующих себя развитыми, – сказал Вассерман. – И это просто потому, что у нас его позже стали ломать об колено. В мое время главной целью образования считалось формирование целостной картины мира. Но с начала 70-х годов в благословенном самим собой Западе образование начали перестраивать так, чтобы оно не формировало, а разрушало целостную картину мира и не давало даже возможности предположить, что она возможна. У нас это моровое поветрие началось где-то четверть века назад. И соответственно система образования не разломана, как на Западе».

Публицист предложил студентам почитать четыре книги: «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, «Сумма технологий» Станислава Лема, «Слепой часовщик» Ричарда Докинза и «Структура реальности» Дэвида Дойча. «Они помогают сформировать общие контуры этой целостной картины мира», – пояснил интеллектуал.

Что касается высшего образования, то оно необходимо просто для того, чтобы привести ум в порядок, считает Вассерман. «Оно значительно систематичнее любого самообразования, – рассказал он. – Даже болонский бакалавриат дает представление о взаимосвязях между различными направлениями деятельности в рамках одной специальности. Поэтому человек, прошедший даже такое, изрядно урезанное высшее образование, все равно чувствует какую-то часть этой целостной картины мира и на ее основе может достраивать нужное для его специальности, с большим успехом, чем тот, кто будет осваивать эту же специальность самоучкой».

Вассерман уверен, что в современном мире людям придется не раз менять свои специальности. Останется работа, для которой будет достаточно обучения в профтехучилище, например. Но высшее образование останется необходимой базой для развития людей. «Когда мы реанимируем высшее образование и вернем его задачу формирования целостной картины мира, оно станет надежной опорой не просто для доучивания по конкретной специальности, а базой для дальнейшего переучивания», – сказал он.

Что вы думаете по поводу эскалации на границах России и Украины? Стоит ли ждать военных конфликтов?

«Сейчас в этом заинтересованы американцы, потому что они очень хотят впихнуть Украину обратно в Россию. И на это у них есть две причины, – поделился своими наблюдениями Вассерман. – Первая – объявив это очередным приступом российской агрессии, они надеются заставить Евросоюз отказаться от застройки второй очереди газопровода «Северный поток» и закрыть первую. Потому что это им необходимо для обрушения европейской энергетики и производства. Вторая причина в том, что Украина сейчас в такой бедности и разрухе, что своими силами восстановить Донбасс уже не сможет – понадобятся силы России. Американцы считают, что мы провозимся с этим не одно десятилетие, а они в это время смогут бить и грабить остальной мир без помех».

Вам не кажется, что в нашей стране русский не хочет быть русским? Он не хочет чего-то своего, он хочет чужого?

«Описанные вами люди действительно есть, но они составляют лишь очень малое меньшинство, хотя очень заметное, – считает публицист. – Свои лозунги в духе: «В Рашке жить невозможно – пора валить» эти люди обычно кричат очень громко. Но в основном для того, чтобы накачать самих себя желанием оторваться от родины. Или это из области группового расстрела – когда человек считает, что жить ему незачем, но в одиночку уходить не хочет». Вассерман уверен, что желающие променять русскую цивилизацию на какую-то другую будут всегда, просто потому, что многие люди, стремящиеся уехать из РФ, просто путают эмиграцию и туризм.

Он напомнил, как в советское время Министерство внешней торговли, имея ограниченные ресурсы для закупки зарубежных товаров, старалось отбирать только лучшее. «В результате у советских граждан выработалось представление о том, что все западные товары лучше наших, а значит, и люди живут там лучше. И только когда в лихие 90-е рынок открылся для импорта, мы узнали, что доля качественных товаров на Западе меньше, чем у нас», – сказал Вассерман. И заключил, что России остается только развиваться и идти вперед. А чтобы делать это более успешно, он пригласил всех студентов Политеха в «Академию Вассермана». 

***

«Академия Вассермана»

В конце марта в интернете начала работать «Академия Вассермана», которая предлагает пользователями натренировать мозг и качественно улучшить жизнь за счет более эффективного использования имеющихся знаний. Обучающая площадка бесплатна и доступна абсолютно каждому. Тем, кто желает саморазвития, в академии предлагают методики для развития интеллекта и памяти, познавательные лекции и курсы. Большинство заданий на онлайн-платформе Вассермана нацелены на развитие логики. Кроме образовательных программ и методик пользователям платформы обещают предоставить доступ к тестам и викторинам с ценными призами. Также в рамках проекта начал работать дискуссионный клуб «Все по уму», где Вассерман предлагает обсуждать актуальные проблемы россиян. На одной из бесед Вассерман заявил, что в России отмечен низкий уровень школьного образования и, как следствие, слабая подготовка большинства абитуриентов, студентов и выпускников вузов. «Поднимать и развивать фундаментальную науку, если говорить о ближайшей перспективе, будет поколение ЕГЭ – то есть молодые люди, уже прошедшие через горнило современного образования. И я опасаюсь, что многих из «жертв» реформы придется переучивать», – заявил Вассерман, который считает: чтобы избежать деградации школы, в дальнейшем нужно срочно отказаться от реформы образования, которая еще не завершилась, «но уже успела нанести немало вреда».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...