0
1126
Газета Non-fiction Печатная версия

10.02.2021 20:30:00

В присутствии первых лиц

Мост, перекинутый из России дореволюционной в Россию послесоветскую

Виктор Леонидов

Об авторе: Виктор Владимирович Леонидов – историк, литературовед, бард.

Тэги: история, солженицын, наталья солженицына, политика


Директор Дома русского зарубежья Виктор
Москвин показывает музей президенту России.
Иллюстрация из книги
«В работе над «Красным колесом» величайшую подмогу оказали мне старики, вот те старые эмигранты революционных лет... В моем просторном кабинете, всегда худо натопленном, сколько-сколько вечеров я согревался над их воспоминаниями… Вот уже одинок я не бывал ни минуты. Я чувствовал себя мостом, перекинутым из России дореволюционной в Россию послесоветскую, будущую, мостом, по которому перетаскивается тяжело груженный обоз истории, чтобы бесценная поклажа его не пропала для будущего». Эти слова Александра Солженицына процитировала Наталия Дмитриевна Солженицына, выступая на торжественном открытии Музея русского зарубежья 28 мая 2019 года.

В наши дни не все уже помнят, что четверть века назад усилиями Александра Солженицына, Никиты Струве и Виктора Москвина в маленьком здании на Таганке была открыта библиотека-фонд «Русское зарубежье». А сегодня это огромный центр по изучению наследия эмиграции со своим архивным и библиотечным хранением, киностудией, залами, где проходит множество семинаров и конференций. И с конца мая 2019 года добавился большой музей.

На открытие съехалось много представителей русской эмиграции, в основном те, кто своими дарами, сбереженными в изгнании, способствовал созданию музея. Более 300 тыс. единиц хранения – книг, картин, архивных документов – хранится в Доме зарубежья, и все это в основном подарено эмигрантами и их потомками. Подарено, потому что они точно знают: сбереженное ими не сгинет в тине нового спецхрана, а будет показано на выставках, снято в фильмах, опубликовано в изданиях дома.

Одним из самых фундаментальных сборников, публикуемых Домом русского зарубежья, является его ежегодник, выходящий, естественно, каждый год. Новый выпуск за 2019 год венчает стенограмма торжественного открытия музея. На этом открытии выступил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Ожидался президент России, но он приехал через несколько дней. Владимир Владимирович высоко оценил увиденное и оставил запись, где поблагодарил создателей музея и особенно Наталию Солженицыну.

Эта удивительная женщина, поразительная по обаянию и благородству, недавно встретила свой юбилей. Ежегодник предлагает большое интервью с ней. Наталия Дмитриевна рассказывает о браке с Александром Исаевичем, об их жизни в то время, когда они не знали, чем кончится завтрашний день. И сегодня все очень непросто. Она вспоминает о реакции на ее выступление при открытии памятника князю Владимиру в Москве:

Ежегодник Дома русского
зарубежья имени Александра
Солженицына. 2019. – М.: Дом
русского зарубежья имени
Александра Солженицына,
2020. – 536 с.
«Когда я решала, идти или нет, меня меньше всего интересовала реакция либерально настроенной части общества. Я пошла для того, чтобы в присутствии первых лиц сказать на всю страну, что нельзя заметать под ковер память о нашем прошлом, что не будет чистой обстановки и мы не выстроим нормального, здорового общества, если не будем помнить о темных страницах нашей недавней истории. Согласитесь, дорогого стоит в их присутствии это сказать».

Ну а дальше ежегодник представляет палитру самых разнообразных материалов, связанных с исследованиями бездонной темы российского изгнания. Здесь и статья Татьяны Марченко об архиве великого певца старой России Ивана Шмелева, хранящемся в Доме русского зарубежья, и материалы о замечательном писателе и поэте Иване Новгород-Северском. Он был мужем племянницы Шмелева, сказительницы и радиоведущей Юлии Кутыриной, бытописателем Севера и автором слов знаменитого марша Алексеевского полка «Пусть свищут пули, льется кровь…».

Светлана Романова и Михаил Талалай откроют имя прекрасного композитора, ученицы вдовы великого Скрябина, а впоследствии знаменитого немецкого музыканта Арнольда Шёнберга – Натальи Правосудович. Наталья Михайловна Правосудович умерла в Италии, как и другой герой ежегодника – художник и архитектор Андрей Белобородов.

Автор особняка Бобринского на Английской набережной и интерьера дома Юсуповых в Санкт-Петербурге Андрей Белобородов в 1920 году бежал из Советской России по льду Финского залива. В Европе стал известен не только построенными им дворцами, но и своими видами итальянских городов, выписанными в какой-то фантастической, почти призрачной манере. Андрей Шишкин и Мария Васильева возвращают на страницах ежегодника этого замечательного мастера.

Неутомимая исследовательница научного наследия русского зарубежья Марина Сорокина рассказывает о материалах, связанных с пребыванием великого структуралиста, друга Маяковского Романа Якобсона в Праге в 20–30-х годах прошлого века. Причем, оказывается, он вовсе не был в «классической эмиграции», а заведовал отделом печати советской миссии в Праге.

Из Праги перенесемся недалеко, в страну, которая когда-то называлась Югославией, а еще раньше – Королевством сербов, хорватов и словенцев. Целый блок книги отдан истории и трагедии русской эмиграции в этой стране. Здесь и статья Ирины Антанасиевич о наших художниках, практически создавших там жанр комикса, и глубокий материал Алексея Тимофеева о репрессиях, которым подверглись российские изгнанники в послевоенные годы, и интереснейшее исследование Константина Семенова об участии русских наемников в боевых действиях на территории Албании в 1924 году.

А еще вы можете узнать о русском некрополе в Ирландии, выставке неизвестных работ Зинаиды Серебряковой, прошедшей в Доме русского зарубежья, и о многом, многом другом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...