0
3326
Газета Вера и люди Печатная версия

02.12.2015 00:01:00

Исламскому образованию нужна система распределения

Выпускник духовного учебного заведения должен четко представлять, в какой мечети ему предстоит служить

Вячеслав Ахмадуллин

Об авторе: Вячеслав Абдулович Ахмадуллин – полковник, кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, научный сотрудник аппарата Совета муфтиев России.

Тэги: ислам, совет муфтиев россии, образование, медресе


За качеством религиозного образования юного поколения надо тщательно следить. Фото Андрея Мельникова

Cоздание системы полноценного, отвечающего запросам времени исламского образования в России позволит в значительной степени снизить уровень радикализации молодежи и поможет направить энергию граждан, исповедующих ислам, в позитивное русло.

Действенным средством повышения качества образования может стать система, при которой абитуриенты будут поступать в духовные учебные заведения по рекомендации определенных имам-хатыбов мечетей и заранее знать места своего служения после выпуска. В ходе учебы перспективным студентам поможет определиться объективный мониторинг их академических успехов и кураторство поручителей.

Мы понимаем, что желание овладеть арабским языком и исламскими знаниями подталкивает многих россиян, исповедующих ислам, к поездкам на арабский Восток. При этом многие из них в силу финансовых обстоятельств стараются учиться там, где дешевле. Поэтому иногда их выбор делается в пользу не солидных вузов, а отдельных преподавателей, о которых они узнают от знакомых, прошедших такое обучение, а также по Интернету и т.д.

Безусловно, значительная часть подобных учителей, не нашедших применение своим силам в учебных заведениях, дает такие трактовки положений ислама, которые только вредят самой религии и негативно сказываются на судьбах учеников. В этом отношении необходимы соответствующие меры со стороны духовных управлений мусульман (ДУМ), которым надо четко обозначить свое отношение к зарубежному обучению: лица, получившие такое образование, без рекомендаций и направлений со стороны соответствующего ДУМ не смогут рассчитывать на работу в этих управлениях и общинах, входящих в их юрисдикцию. Приезд таких граждан в Россию с последующими попытками развить индивидуальную деятельность по обучению исламу должен иметь соответствующую реакцию со стороны духовного управления, на чьей территории происходит такая неформальная преподавательская деятельность, и со стороны государства, например налоговых органов.

Мы согласны, что в эпоху глобализации невозможно отказаться от зарубежного образования. Но ДУМ должны придать этому процессу стройные организационные формы. Они должны самым тщательным образом подойти к отбору претендентов на обучение за рубежом, уделив должное внимание степени владения кандидатом арабским языком, на котором базируется обучение в исламских странах.

Лица, рекомендованные соответствующими ДУМ к учебе за рубежом, должны возвращаться в Россию по окончании каждого учебного года с целью повторной – на родине – сдачи экзаменов и зачетов по всем предметам, по которым они получили оценки за пройденный год в своем вузе. Думается, что квалификация руководителей ДУМ и преподавательского состава соответствующих исламских вузов России позволит объективно оценить знания студентов и увидеть по документам, какие предметы, сколько часов и кто преподавал гражданам России. При необходимости ДУМ смогут задействовать специалистов известных светских университетов, тем более что у многих российских исламских институтов давно налажены прочные связи с авторитетными госуниверситетами нашей страны. В том же ключе мы видим и ситуацию с желающими получить ученую степень в исламских зарубежных вузах. Такой мониторинг в короткие сроки поможет выяснить, с какими зарубежными вузами стоит сотрудничать отечественным ДУМ, а с какими такое взаимодействие прекратить.


Читайте также