0
4158
Газета Поэзия Печатная версия

25.09.2014 00:01:00

В меру гламурная

Анастасия Дмитрук: поэзия из YouTube

Тэги: украина, политика, никогда мы не будем братьями


Сейчас по Украине ездят совсем другие танки. Киев. Фото Владимира Захарина

Вопреки слухам о смерти поэзии или, по крайней мере, ее маргинализации в современном мире, и сегодня возможно добиться громкой славы стихами, пусть и самыми непритязательными. Молодая киевлянка Анастасия Дмитрук буквально взорвала Интернет своими виршами «Никогда мы не будем братьями». Судите сами, на 8 сентября 2014 года – 2,1 млн просмотров ролика в YouTube с ее авторским чтением нашумевшего стихотворения и 3,6 млн просмотров снятого на ее слова музыкального клипа некой литовской группы. У каждого по 32 000 комментариев – заоблачные цифры, недостижимая мечта не то что для самого гениального поэта, но и для подавляющего большинства популярных певцов.

Более того, ее стихотворение породило бесчисленное количество откликов-отповедей – и в стихотворной и в прозаической форме, от самых брутально-обсценных до снисходительно-рыцарских. В дискуссию с молоденькой украинкой были вовлечены даже такие звезды, как Юрий Лоза. А если в поисковую строку Яндекса начать вбивать «никогда», то автоматически предлагает продолжение «мы не будем братьями». Это – безусловный успех. Следует заметить, что на «Братьях» Дмитрук не остановилась и исправно поставляет в YouTube все новые и новые стихотворения в авторской декламации, и они тоже имеют слушателя – до 50 тыс. просмотров.

Каковы же составляющие успеха юной (1991 года рождения) поэтессы, пусть временного и неустойчивого? Анастасия Дмитрук начинала как безвестная авторша в «ВКонтакте» любовных стишков, написанных, надо отдать ей должное, бойко и искренне:

Я не буду скулить, я не шавка.

Раз собрался идти – уходи.

Слишком хлипко у нас, 

слишком шатко...

Может, хочешь курить – 

закури.

Мне не больно, смотри, 

я не плачу.

Нет эмоций... одна пустота.

Да и это теперь мало 

значит.

Уходи. Ты свободен. Пока…

Такие стихи идут на ура в этом возрасте – драмы расставания, отчаянные признания и т.д. Но Настя так бы и оставалась никому (кроме кружка знакомых) не известной поэтесской из соцсети, если бы не великие события зимы 2013–2014 года в Киеве.

Только политические стихи принесли девочке из «ВКонтакте» славу, причем громкую и оглушительную. Дмитрук повезло занять востребованную, но не занятую никем нишу. Точнее, не «повезло», а она сама вышла на литературно-политический рынок с оригинальным предложением. Но распространяй Настя стихи традиционным способом – как тесты, никто бы про нее не узнал. Она же пошла по пути эстрадных поэтов 60-х, но с использованием YouTube, создав собственный канал. Это был ее поистине гениальный ход. Молоденькая красивая девочка, с неподдельными драматическими интонациями читающая политические стихи на злобу дня, произвела фурор. То, что обвинения бросает и не хочет быть «братом» именно такая сексапильная и одновременно наивная лапулька, дразнило, раздражало и заводило одновременно. Смесь невинности и зрелости оказалась гремучей смесью, взорвавшей Интернет. Категоричность в устах полуребенка, уверенная эротичность образа, продуманная актерская игра эмоциями возмущали, шокировали, заставляли оскорблять и восхищаться.

Собственно, содержания в стихах не было никакого – майданные агитки, к тому же плохо зарифмованные «маетесь – подавитесь», «незнакомое – в цепи закованы», «бесстрашные – опасные». Но Настя выбирает слова простые, бьющие прямо в цель:

Вам шлют новые указания –

а у нас тут огни восстания.

У вас Царь, 

у нас – Демократия.

Никогда мы не будем 

братьями.

Она знает, как разозлить читателя-слушателя. И добивается нужного ей эффекта. Любопытно сравнить ее стихи с «ответами», коих написано и на том же YouTube прочитано несколько десятков. Большинство оппонентов попадают в сети обаяния ее имиджа и пишут от противного – барабанно, неизобретательно, много мата и непристойностей. И тем самым только усиливается противоречие – хрупкая, искренне верящая девчушка и грубое тупое быдло, шовинистическое и недостойное ее гражданских чувств.

Конечно, Дмитрук понимает, что подобная слава – слава автора одного стихотворения, сомнительна и ненадежна. Она одновременно продолжает гражданскую лирику, где пытается выглядеть как поэтессы времен ВОВ или даже Анна Ахматова:

Я нам мира у Бога вымолю,

на коленях стою, прошу,

со слезами целую Библию

и ответа Его ищу…

Не бросает по-прежнему агитпроп:

Нам с тобой, увы, не по пути.

Не рискнул моей познать 

свободы.

Я читаю Виктора Гюго,

ты – заметки лживой 

желтой прессы.

Я рисую маслом на холсте,

а ты пишешь слово на заборе...

Но и продолжает любовную лирику, первые строки говорят сами за себя: «Впускать в себя кого попало?», «Вы меня так легко полюбите», «Извини, я пришла без звонка», «Ну, признайся, что ты скучал».

Порой они выглядят как плохая пародия на Марину Цветаеву. Но, повторюсь, в них есть необходимая живость и душещипательность, легкость и ненатужность. А когда их читает симпатичная молодая авторша, в меру гламурная и эротичная, то воздействие оказывается неотразимым. Также Настя пытается сочинять стихи и на украинском языке, однако в силу его незнания мне трудно оценить их качество. Но поскольку русский язык ей родной, подозреваю, что вирши на мове не так удачны.

Минута славы Анастасии Дмитрук скоро закончится. Кем она будет дальше, бросит ли писать стихи – предсказать трудно. Но главное она сделала – актуализировала поэзию в век Интернета. Лучше самые плохие рифмы и самые банальные мысли, при помощи их изложенные, чем полное отсутствие стихов. Пример ее заслуживает поддержки, а главное, требует продолжения.


Читайте также


Другие новости

Загрузка...