0
1658
Газета Поэзия Печатная версия

29.12.2021 19:40:00

Поэзия года. Выплывая на блесне небесной

Заземленные молнии словесной субстанции

Тэги: поэзия, молитва, битники, верлибр, богородица, философия, политика, соцлагерь, духовность


Сергей Ташевский.
Горизонтальные связи.– СПб.;
М.: RUGRAM_Пальмира,
2021. – 150 с.
(Пальмира – Поэзия).
ISBN 978–5–517–02874–7
Эклектика исскуств, жанров в мире становится все более экспансивной и интенсивной – поэзия и музыка, поэзия и театр (этим уже не удивишь), трагическая повесть и кукольный театр, мюзикл на льду и, скажем, акционное искусство, где может быть все что угодно. Творчество поэта, прозаика Сергея Ташевского, автора книг «Край», «Пыль, соль», «День», «Баллада о длинноногой наживке» (перевод поэмы Дилана Томаса с комментарием) тем более актуально, что никакой жанр и никакая форма автору не «сковывают руки», а наоборот их развязывают, раскрепощают. И доказательство этому – книга «Горизонтальные связи».

В нструментарии Ташевского можно видеть все, чем положено оперировать мастеру. Здесь и привычная для слуха и восприятия философическая элегия: «На берегах боятся говорить,/ Хранят садки с едва живым уловом./ Опять блестит капроновая нить,/ Желая завладеть волшебным словом.// Молчат озера, ряску теребя,/ И реки, полноводные когда-то…/ Дай Господи, нам клев перед закатом,/ Дай выловить хоть слово для Тебя». Здесь и элегия другая, написанная верлибром, в духе Ксении Некрасовой: «Я хочу прожить еще один день./ И пусть он будет как все./ Ничем не особенный день./ Немного отчаяния, немного блаженства…»

Это и жесткий политический верлибр от имени плиты ПО-2 секции бетонного забора: «…и дальше/ куда бы он ни поехал/ куда бы ни шел/ перед ним вставала я/ плита ПО-2/ памятник его плохого настроения/ я была везде/ сотнями миллионов гробов/ я смотрела с шестой части суши/ обозначала границы/ в странах соцлагеря». Это также стихотворение «Богородичен», которое сам автор читает речитативом, как молитву: «Промолчал бы, стерпел, отмолол бы жито от жита. Ты же отмолола меня, отмолила – она слышней – отворила песне. Я иду за тобой, утопая в повседневности своей, выплывая на блесне небесной». Может встретиться и что-то вроде песенки на тему нынешнего цифрового бытия: «Слово – мелкая монета,/ Очарованная звоном./ Мы последние поэты/ Переходного эона.// Наши книги с верхних полок/ Так заманчиво свести/ К перепалке перепелок/ В семантической сети». И это еще далеко не все.

Поэт, литературовед Данила Давыдов в словах, вынесенных на обложку, назвал стихи Сергея Ташевского «плотью и кровью традиции», и в это веришь, поскольку даже в отнюдь не классических поэтических конструкциях автора ощутимо мощное духовное начало . С другой стороны, поэт Анастасия Романова там же, на обложке, назвала Сергея «поэтом-мелодистом с особенным интонационным регистром». А Наталия Черных пошла дальше, логически и образно объединила предыдущие мнения: «…эти тексты – даже не стихи. Это искры, молнии словесной субстанции, зафиксированные и заземленные…» Грубо говоря, есть «традиция-земля», есть «песня-небо» и есть то, что горит и движет. А еще добавим сюда острое ощущение звука, детскую непосредственность мировосприятия, знание древних культур, бунтарство битников, искренность высказывания.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также