1
2129
Газета Политика Печатная версия

21.12.2020 20:23:00

Пакет законов против оппозиции примут до конца года

Власти больше всего опасаются соцсетей, уличных акций и иноагентов

Тэги: госдума, законы, иноагенты, уличнеы протесты, соцсети, оппозиция, политическая деятельность


Фото Павла Сарычева\НГ-Online

На этой неделе Госдума, а затем и Совет Федерации намерены утвердить основные позиции законодательного пакета, направленного против иностранных агентов, уличных протестов и социальных сетей. 22 декабря депутаты проведут второе чтение, а уже 25 декабря свою поддержку выскажут сенаторы. Направленность инициатив не изменилась: в выборный год власть ужесточает рамки политической деятельности для всех оппозиционных сил.

Совет Госдумы назначил на 22 декабря второе чтение пяти законопроектов из так называемого драконовского пакета. До конца года должны вступить в силу базовые предложения, которые создадут оппозиции трудности в конкуренции с партией власти.

Хотя основные ужесточения формально вроде бы направлены против несанкционированных протестных акций, иноагентов и зарубежных интернет-ресурсов, поддерживающих несистемных оппозиционеров, до думских партий наконец дошло, что в предвыборный год власти все это применят и по отношению к ним. Поэтому, например, КПРФ намерена дать «Единой России» законодательный бой и уже подготовила от себя поправки об исключении наиболее одиозных положений из всего «драконовского пакета». Отдельные претензии на заседании выскажут ЛДПР и «Справедливая Россия», но даже соединенных голосов парламентской оппозиции не хватит для того, чтобы остановить единороссов.

Впрочем, депутаты от ЕР в данном случае, как это обычно бывает, лишь оформили на себя те или иные инициативы. Их системность ко второму чтению стала еще более заметной. По всему пакету синхронизированы нормы, формулировки и сроки – и поэтому уже складывается общая картина. Ее замысел в том, чтобы политическая борьба, которая в ходе избирательной кампании будущего года должна вроде бы серьезно обостриться, не приводила к ухудшению результатов партии власти. Для этого оппозиционным силам и задаются такие жесткие рамки, в которых действовать будет трудно и преодолевать которые окажется чревато. Репрессивные меры, составляющие вторую часть «драконовского пакета», правда, до конца года принять не удастся. Судя по всему, не потому, что нет желания, а для того, чтобы посмотреть, не стоит ли еще что-нибудь добавить в Кодекс об административных правонарушениях или в ряд уголовных статей.

Например, во втором чтении 22 декабря планируется принять два проекта, изменяющих суть закона о митингах. Намеченные уточнения окончательно подтверждают, что речь идет именно о кардинальной корректировке правового акта, раскрывающего конституционную норму о свободе собраний. Вообще-то уведомительный принцип публичных акций и так уже давно заменен на разрешительный, но теперь это будет полноценный запретительный подход. Напомним, что органы власти получат право отказывать в заявке на любую акцию как на первых стадиях – не то место, время или цель митинга, – так и на последующих. В частности, достаточно будет найти среди организаторов лицо, которому запрещено подавать такие заявки. Если же ничего не сработает, то у властей останется возможность огласить информацию о возможной террористической угрозе – и отменить все уличные протесты на какое-то время.

Точно так же вполне четко конкретизирован государственный подход к иноагентам, которых теперь станет больше. К прежним НКО и зарубежным СМИ добавлены физлица и общественные объединения, не захотевшие регистрироваться в Минюсте. Это ведомство как раз всеми ими и займется – для попадания в реестры иноагентов того или иного вида, как и прежде, достаточно будет финансирования из-за границы и участия фигуранта в политической деятельности. При этом власти выполнили обещание на этот счет президента Владимира Путина, который на заседании Совета по правам человека в начале декабря поручил кремлевской администрации согласовать более четкое понимание этой политдеятельности. Соответствующая более четкая формулировка в законопроекте появилась, но иноагентам она скорее повредит, чем поможет. Скажем, под такой пункт, как «распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике», вообще подпадает практически любой российский человек.

Правда, может случиться и так, что мест, где удается поругать власть, скоро окажется существенно меньше. Госдума ничего существенного не поменяла в законе о возможной блокировке иностранных сетевых гигантов, даже наоборот, сделала данную норму уже не столько возможной, сколько в перспективе неизбежной. Но при этом депутаты вспомнили, что вообще-то соцсети есть и отечественного происхождения. И постановили, что таковой должен считаться любой интернет-ресурс, на который заходит более 500 тыс. пользователей в сутки. Эти соцсети тоже занесут в реестр, чтобы можно было контролировать вводимые для них правила поведения. Большая часть таких правил касается того, как соцсети должны сами себя цензурировать, а также уведомлять власти о том, что какие-то пользователи все-таки продолжают политически безобразничать на их страницах. Таким образом, одним законом объявляется война цензуре на YouTube или в Twitter, а другим – такая же цензура вводится в отношении собственных граждан. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...