0
7116
Газета Тенденции Печатная версия

02.11.2021 16:05:00

Абхазия втягивает РПЦ в очередной раскол

Православная община республики просит у Москвы высокий статус

Тэги: абхазская православная церковь, грузинская православная церковь, виссарион аплиа, сухум, абхазия, автокефалия, рпц, грузия


Фото сайта aiasha.ru

Глава самопровозглашенной Абхазской православной церкви (АПЦ) священник Виссарион Аплиа заявил, что вопрос статуса его церкви должен решаться в Москве, а не в Тбилиси. Ранее он направил на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Грузинского патриарха Илии II сообщение о том, что собирается восстановить католикосат на территории республики. «Абхазская православная церковь не входила в состав Грузинской православной церкви. Она является наследницей Абхазского католикосата и восстанавливает свой статус Абхазского католикосата. Церковный совет Абхазской православной церкви обращается к Московскому патриархату, так как миссия восстановления православного христианства на Кавказе принадлежит Московскому патриархату», – говорится в обращении, опубликованном на официальном сайте АПЦ.

В свою очередь, секретарь Илии II протоиерей Михаил Ботковели пригласил Аплиа в Тбилиси. «Мы ознакомились с вашим обращением к патриархам Грузии и России. Несмотря на то что мы категорически не согласны с содержанием и духом письма, осознаем необходимость начала диалога. Как вы знаете, враг разделяет, а Бог объединяет. Поэтому думаем, что было бы полезнее по этой теме с вами встретиться в Тбилиси и напрямую обсудить проблемные вопросы», – сказал в письме грузинский священник. Однако глава АПЦ от встречи отказался, назвав предложение «коварством», и заявил, что если переговоры и возможны, то только в Москве. «Вопрос должен решаться там, где было решено 100 лет назад, только туда мы будем возвращаться, там будем разговаривать. Только так. Там, где тебя убивают, там, где тебя уничтожают, туда ехать и разговаривать не стоит. Мы знаем, чем закончилась поездка Нестора Лакоба в Грузию, чем закончилась поездка Владислава Григорьевича (Ардзинба, первый президент Абхазии, умер во время поездки в Москву на плановое лечение. – «НГР»). Грузинам доверять не стоит», – сказал Аплиа в интервью абхазскому телевидению Apsua TV. «Для нас является правилом и каноном заявление патриарха Тихона в 1918 году о неправомочности претензий Грузинской церкви на территорию Абхазии», – добавил он.

В Грузинской православной церкви (ГПЦ) заверили в готовности прямого диалога с АПЦ. «Категорически неприемлем тон, которым он говорит в интервью. В любом случае это очень агрессивная риторика, которая нами ни в коем случае не может быть воспринята как основа для диалога. Что касается того, где пройдут переговоры, им, вероятно, стоит воздержаться от выдвижения условий. Мы имеем в виду прямой диалог, без вмешательства кого-либо. Конечно, мы бы желали этого. Мы хотели этого в течение долгого времени. Мы готовы к такому диалогу», – сказал Ботковели в интервью телекомпании «Рустави-2».

Это не первая попытка Виссариона Аплиа заставить Московский патриархат вмешаться в церковную ситуацию в регионе. В феврале с.г. он даже приостановил богослужения в своих храмах «до определения статуса АПЦ». Правда, после кулуарных переговоров в Москве, куда, по сведениям республиканских СМИ, священнослужитель прибыл самолично, церковная забастовка была прекращена. Клирик заявил, что «Российская православная церковь будет помогать в становлении автономной церкви в Абхазии» (см. «НГР» от 03.03.21).

Активизация Аплиа скорее всего связана с теми процессами, которые сейчас проходят как в мировом православии, так и в Грузинской православной церкви. После того как Московский патриархат прекратил общение с Константинопольским патриархом Варфоломеем, обвинив его в расколе православия из-за создания Православной церкви Украины (ПЦУ), перед главами других церквей встал вопрос, кого в этом споре поддержать. В ГПЦ хоть и заявили, что не намерены поминать за литургией имя главы ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), однако есть и те, кто выступает за признание новой украинской религиозной организации (см. «НГР» от 16.06.21).

Более того, в марте с.г. Илия II поблагодарил патриарха Варфоломея за то, что 30 лет назад Константинопольская церковь признала автокефалию ГПЦ. При этом в письме не было ни слова о том, что РПЦ признала самостоятельность Грузинской церкви еще в 1943 году. В мае 2021 года в интервью грузинскому телеканалу Formula News патриарх Варфоломей заявил, что РПЦ «не имеет канонического права предоставить церковную независимость не только Абхазии, но и вообще кому-либо». «Это эксклюзивное полномочие Константинополя, что подтверждают традиция и действие православной церкви на протяжении веков», – подчеркнул Варфоломей. По его версии, Москва направляет в Абхазию и Южную Осетию, территории которых входят в юрисдикцию ГПЦ, своих епископов.

В РПЦ эти обвинения осудили. «У Русской церкви нет никакого епископа ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Мы давно заметили, что Константинопольская патриархия бывает плохо информирована», – парировал председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). «Русская церковь никогда и не претендовала на право предоставлять автокефалию «кому угодно вообще». Претензии на право давать автокефалии кому угодно предъявляет как раз Константинополь. Но в истории автокефалии предоставлялись не только Константинопольским патриархатом. Например, автокефалия древней Грузинской церкви была дарована Антиохийским патриархатом. Абхазия и Южная Осетия признаются канонической территорией Грузинского патриархата, и Русская церковь никогда этого не оспаривала», – добавил церковный дипломат.

Правда, в ноябре 2019 года между двумя церквами произошел конфликт. По епархиям РПЦ был разослан документ, в котором за подписью председателя Учебного комитета Московского патриархата протоиерея Максима Козлова «студентам-выпускникам духовных вузов в сане иерея» предлагалось отправиться «в командировку сроком до трех лет» для служения на российских военных базах в Абхазии и Южной Осетии. В Грузии этим предложением возмутились. «Вы желаете направить выпускников духовных школ в помощь армейским командирам в российские воинские части, находящиеся в Абхазии, Цхинвальском регионе (так в Грузии называют Южную Осетию. – «НГР»). Но Русская церковь всегда признавала и признает юрисдикцию Грузинской церкви как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе, поэтому нам непонятны такие заявления, и они ставят всех нас в тяжелое положение», – написал Илия II патриарху Кириллу.

И в самой Абхазии нет единства в понимании того, под чьим омофором должны быть ее православные верующие. В 2009 году Виссарион Аплиа зарегистрировал Абхазскую православную церковь, а в 2011 году появилась еще и Священная митрополия Абхазии архимандрита Дорофея (Дбара). Вместе с насельниками Новоафонского монастыря Дбар считает, что разрешить церковный вопрос Абхазии может патриарх Варфоломей. «Я не придаю серьезного значения тому, что делается руководством АПЦ, поскольку у них никогда нельзя проследить какую-либо логику. Все происходит спонтанно, необдуманно, наспех и т.д. Потому в решении абхазского церковного вопроса у нас нет никакого продвижения в течение уже 28 лет. Понятно, что есть и ряд других причин, скажем так, не сугубо церковных, которые тоже успешно тормозят процесс воссоздания церкви в Абхазии. Но и здесь у абхазской церковной стороны (у той, которая обратилась с письмами в РПЦ и ГПЦ) нет четкого видения того, что нужно делать, и, самое главное, нет смелости сказать правду», – написал Дорофей Дбар 24 октября в Facebook.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также