0
9450
Газета Регионы России Интернет-версия

07.12.2021 14:10:00

Достать из-под земли

Чтобы сохранить жизни шахтеров, нужно развивать проекты добычи угля открытым способом на Востоке страны и транспортную инфраструктуру

Тэги: шахта листвяжная, трагедия, мчс, путин, уголь


Фото Reuters

25 ноября на шахте «Листвяжная» произошла крупнейшая за последние годы трагедия. Задымление стало причиной смерти 51 человек, 46 из которых – шахтеры. По версии МЧС, на шахте произошел взрыв метана, в причинах которого предстоит разбираться следствию.

После ЧП на «Листвяжной» президент Владимир Путин на совещании с властями, следственными органами и владельцами шахты потребовал «жестко спрашивать по закону» с тех, кто пренебрегает техникой безопасности работников на шахтах, подвергая их смертельному риску. Президент озвучил предварительные выводы Следственного комитета об этой аварии: «Установлено, что руководством шахты систематически принимались меры к сокрытию фактов чрезмерной загазованности шахты метаном. Результаты работы датчиков токсичных газов фальсифицировались». Михаил Юрьевич Федяев, совет директоров как-то следит за тем, что происходит в сфере безопасности, или только деньги считает?», - задался вопросом глава государства.

Он негодовал, зачем кому-то рисковать жизнями так откровенно: «Чтобы побольше там добыть и на экспорт отправить? Зачем? Результат-то какой трагический!».

По оценкам АО «Росинформуголь», предоставленным «Известиям», потребление российского угля на внешнем рынке в 2021 году увеличится на 8% по сравнению с предыдущим годом и превысит 220 млн т.

В 2021 году цены на уголь как в Европе, так и в Азии существенно выросли: по данным ФТС, в сентябре средняя цена экспорта угля из РФ составляла $87 за тонну против $62 в 2020 году. При этом, по данным ЦДУ ТЭК, за январь—октябрь добыча «СДС-Угля» снизилась на 3,5% от уровня 2020 года, до 16,6 млн тонн, указывал «Коммерсант». При этом планы владельцев «СДС-Угля», как можно понять из были очень амбициозными: компания планирует к 2035 году увеличить добычу в два раза по отношению к уровню 2019 года, до 50 млн тонн.

Собеседник «Коммерсанта» в угольной компании признавал, что зарплата горняков привязана к выполнению плана. То есть, как бы страшно это ни звучало, заклеенные датчики позволяют зарабатывать не только владельцам предприятий, но и сами шахтерам, пусть и совсем разные деньги. «В такой повестке, к сожалению, часто работает наш крупный бизнес – живет сегодняшним днём. В сложных отраслях это в итоге приводит к трагедиям, поэтому в погоне за дополнительной прибавочной стоимостью нужно тормозить» - говорит Кирилл Мельников из Центра развития энергетики (Центра РЭ).

При добыче угля шахтным способом постоянную угрозу представляет избыток взрывоопасной газопылевой смеси, состоящей из угольной пыли и газов (метан, углекислый газ, водород), присутствующих в полостях породы. Ежегодно происходят десятки взрывов газопылевой смеси в шахтах по всему миру. Для предотвращения подобных аварий применяют датчики нескольких типов, позволяющие оценить концентрацию опасных веществ в воздухе, но пример Листвяжной показывает, что их показания легко скрыть. «Более 80% жертв аварий при производстве угля приходится на работу в шахтах. Драйвер нормального развития этой отрасли сегодня – открытая добыча в разрезах, не надо загонять людей под землю. Сейчас есть много проектов в Якутии, Новосибирской области, Хакасии, Тыве. Безусловно, пользоваться конъюнктурой рынка надо. В общих интересах обеспечивать стабильную работу этих проектов, отгрузку угля на Восток», - считает Кирилл Мельников.

Рост угольного сектора в России в среднесрочной перспективе будет замедлен в первую очередь ограничениями транспортной инфраструктуры (из-за провозной способности Восточного полигона и мощности перевалочных комплексов), отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В рамках программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года планируется создание новых центров добычи угля: в республиках Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Забайкальском, Красноярском и Хабаровском краях. Но развитию этих важных регионов с более безопасными, чем шахтный, способами добычи угля, препятствует ограничение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Этот вопрос рассматривался еще летом на уровне президентом страны, который 7 июля поручил правительству «с учетом ранее данных поручений принять меры, направленные не ускоренное развитие паровозной и пропускной способности инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, в том числе в целях обеспечения вывоза угля из республики Хакасия, республики Бурятия, Забайкальского края и республики Саха в восточном направлении». Доклад по этому поручению премьер-министр Михаил Мишустин должен был предоставить главе государства до 1 ноября. «К сожалению, пока непонятно, как именно отреагировало правительство на это поручение, но вопрос становится все более актуальным. Его нормальная реализация позволит серьезно нивелировать риски новых аварий», - говорит Кирилл Мельников. По его словам, важный вопрос поддержки улучшений инфраструктуры по отгрузке угля учитывается не во всех планах правительства. Так, в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года нет важных положений по развитию новых угледобывающих регионов. «Речь идет только о транспортировке угольной продукции из Новосибирской области и Республики Хакассия в восточном направлении. Хакасия, Кузбасс, Якутия, Бурятия в контексте угля, железной дороги, портов в Транспортной стратегии не упоминаются», - говорит эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также