0
6
Газета Наука Печатная версия

27.04.2021 18:24:00

Новости науки. Выставка «Небо Яковлева» открылась в музее техники Вадима Задорожного

Валерий Агеев

Об авторе: Большая часть экспонатов музея прошла реставрацию, находится на ходу и выглядит безупречно.

Тэги: як, яковлев, самолеты, авиация, выставка, история, техника


Большая часть экспонатов музея прошла реставрацию, находится на ходу и выглядит безупречно.

Выставка «Небо Яковлева» открылась в музее техники Вадима Задорожного – крупнейшего в Европе частного музея исторической техники. Выставка приурочена к 115-летию со дня рождения знаменитого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Проект выставки разрабатывался с конца прошлого года, в тесном сотрудничестве с ОКБ А.С. Яковлева.

В витринах и в экспозициях музея – более 200 интереснейших экспонатов: документы, связанные с личностью А.С. Яковлева, двигатели, натурные самолеты и модели. Все этапы становления Яковлева как авиаконструктора от первых школьных планеров до современных самолетов, разработанных в ОКБ Яковлева уже в XXI веке. За время своего существования оно выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Часть экспонатов и фотодокументов ранее не демонстрировались в открытом доступе.

Один из самых интересных экземпляров – уникальный советский истребитель Як-141. На нем летчик Андрей Александрович Синицын установил 12 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета с грузом в одну и две тонны в классе летательных аппаратов «Н» (аппараты вертикального взлета и посадки с реактивной подъемной силой). До этого ряд достижений в этом классе принадлежали английскому истребителю «Харриер». По времени набора высоты 12 км Як-141 опередил «Харриер» почти на 10 секунд. При этом рекордные достижения Яка были установлены в теплое время и с нагрузкой, а «Харриер» летал без нагрузки и зимой, когда плотность воздуха наибольшая, то есть при наиболее благоприятных условиях для работы двигателя.

Но дело не в этих рекордах, а в судьбе истребителя Як-141, который, по мнению отечественных и западных экспертов, опережал по своим характеристикам всех своих конкурентов на 15–20 лет, но… так и не строился серийно. Зато он стал прообразом первого американского истребителя вертикального взлета F-35B, летные испытания которого начались лишь в 2007 году, через 20 лет после взлета Як-141.

Уникальный советский
истребитель-рекордсмен Як-141. Фото автора
В экспозиции музея есть также и другие интересные летательные аппараты, как отечественные, так и зарубежные. Например, советская стратегическая крылатая ракета «Метеорит», американский истребитель-бомбардировщик Ф-84Ф. «За военно-исторические самолеты мы платим транспортный налог, – пояснил Вадим Задорожный. – Только за 12 самолетов казна получает 4,5 млн руб. в год. Если нам не станут мешать, мы построим лучший музей в Европе». И кажется, эта идея вполне осуществима. Музей располагает реставрационными мастерскими, большим архивом, библиотекой.

Однако галерея экспонатов музея гораздо шире. Здесь собраны раритетные экспонаты прошлого столетия: боевая техника, оружие, редкие образцы авиационной техники, мотоциклы, ж/д транспорт, космические объекты и предметы быта, сотни ретроавтомобилей. Кроме того, в основном здании расположена коллекция немецких и советских мотоциклов (в том числе собрание довоенной продукции завода ИЖ). На аллее военной техники представлены танки, противотанковые пушки, гаубицы, минометы, самоходная артиллерия, зенитно-ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня, боевые самолеты и вертолеты.

Особого внимания заслуживает самый старый в России автомобиль – Holsman 1908 года выпуска. Тут же и ЗИС-115 – первый советский автомобиль со скрытым бронированием, созданный специально для И.В.  Сталина; Mercedes-Benz 770K – автомобиль высшего германского командования, так называемый «Фюрерваген»; и Delahaye 135 CC «Синяя птица» – машина легендарного французского гонщика 1930-х годов Рене Дрейфуса. Вообще коллекция музея насчитывает более 1000 экспонатов и постоянно развивается. Музей ведет активную исследовательскую работу, участвует в проведении военно-исторических реконструкций, включая ежегодную реконструкцию военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...