0
20
Газета Наука Печатная версия

07.09.2021 18:10:00

О самом опасном враге космического туриста

«Блошиные прыжки» на орбиту

Тэги: космос, космонавтика, космический туризм


Американский предприниматель Ричард Брэнсон в этом году осуществил свою мечту – допрыгнуть до космоса. Фото со страницы Virgin Galactic в Facebook

Мировые СМИ, включая российские, недавно анонсировали старт полноценного космического туризма. Поводом к этому послужило сообщение агентства CNBC о том, что американская компания Blue Origin сможет доставить первых туристов в космос уже в июле 2021 года. В космическом полете примут участие профессиональный астронавт и человек, который победит в организованном Blue Origin аукционе. Предстоящий полет вызвал восторг директоров крупных туристических агентств. Один из них даже с пафосом заявил о том, что в ближайшее время в космос полетят десятки тысяч туристов.

Космос всегда был и остается наиболее привлекательной и одновременно враждебной средой для человека. Стоит только вспомнить гибель в 1967 году трех американских астронавтов во время пожара на космическом корабле «Аполлон». Также была трагична смерть и трех советских космонавтов в 1971 году во время спуска с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата. В 1996-м произошла первая катастрофа с американским шаттлом «Челленджер», на борту которого находилось семь астронавтов. Гибель второго челнока «Колумбия» в 2003 году потрясла все человечество!

Эти и многие другие катастрофы происходили, несмотря на все предпринимаемые меры по обеспечению безопасности полетов и совершенствованию спасательных средств. Смогут ли конструкторы современных туристических кораблей, которые совершают «блошиные прыжки» в космос, обеспечить такую же безопасность пассажиров, как на серийных ракетах-носителях? Ни сегодня, ни завтра, наверное, этого невозможно сделать по ряду технических и экономических причин.

Что будет с туристом, если космический корабль попадет в неуправляемое вращение? Сейчас на рабочем месте космического туриста нет катапультного кресла, и он не облачен в надежный скафандр. Он не проходил изнурительные тренировки на центрифуге, не прыгал десятки раз с парашютом, как профессиональные космонавты и астронавты. Без обеспечения безопасности полета туриста ни одно страховое агентство не застрахует его жизнь.

Еще большие меры безопасности необходимо применять не при прыжках в космос, а при выполнении орбитального полета вокруг Земли. В этом случае турист будет испытывать большие перегрузки (более 5g) при выводе космического корабля на орбиту и при посадке. А это значит, что среднестатический турист, весящий, предположим, 100 кг, станет весить в пять раз больше – 500 кг!

Однако самый страшный враг туриста, если он все-таки полетит вокруг Земли, не перегрузки, а невесомость. Вот как описывал свои совсем не героические ощущения при полете в космос на станцию «Мир» один из известных советских космонавтов Игорь Волк: «При выходе на околоземную орбиту космического корабля, когда возникла невесомость, я почувствовал, что кто-то подвесил меня за ноги вниз головой. Сразу же захотелось принять нормальное положение, хотя я в нем и находился. Кроме того, малейшее движение приводило к тому, что я начинал вращаться, как волчок. К горлу постоянно подкатывала тошнота. На станции я долго не мог понять, где пол, а где потолок. Долго привыкал, но потом привык.

Сильное чувство испытал уже при посадке космического корабля. Он какое-то время летел через атмосферу в сплошном огне. Я ощущал себя как в жерле вулкана. Когда раскрылся парашют, спускаемый аппарат так мотало из стороны в сторону, что спуск напоминал штопор на самолете-истребителе. Приземление было еще то. Наверное, тот человек, который назвал эту посадку мягкой, обладал большим чувством юмора. Удар был довольно приличным. Кроме того, шар спускаемого аппарата перевернулся, и меня придавило грузовым контейнером. В общем, я еле вылез».

Вы прочитали воспоминания профессионала. А что говорить о неподготовленных туристах. Весь мир с изумлением наблюдал приземление первого коммерческого туриста – американца Денниса Тито, который так плохо перенес космическое путешествие, что его едва живого вынесли на руках. Он еле-еле произнес пару слов, и его быстро утащили в палатку. Потом был самолет и госпиталь, где американец долго приходил в себя. А он заплатил за это удовольствие 20 млн долл.

Более легко перенес испытание невесомостью второй коммерческий турист – южноафриканец Марк Шаттлуорт. Но он был гораздо моложе Тито, здоровее и упорно тренировался не один год.

Не стоит забывать о проникающей радиации во время пребывания в космосе, которая также оказывает негативное влияние на здоровье человека. Печальным примером может стать судьба летчика-испытателя, космонавта Анатолия Левченко, здорового мужчины, который умер после полета в космос от рака. И есть предположение, что его болезнь спровоцировала радиация. Так что тезис о том, что космос может стать меккой для тысяч туристов, несостоятелен, во всяком случае, сегодня.

По этой же причине абсолютно нереальной кажется затея с размещением в космосе туристических отелей. Если на них не будет обеспечено искусственное тяготение, а пока это хотя и достижимо, но невозможно из-за огромных финансовых затрат и технических трудностей, то в ближайшие 50 лет такие отели не появятся на орбите.

Да и что будут делать в этих космогостиницах искушенные земными радостями туристы? А если тебя все время тошнит, голова становится чугунной от прилива крови, то поневоле подумаешь: а не дурак ли я?

Так что космический туризм обречен. По крайней мере в обозримом будущем. Может быть, и появятся на орбите когда-нибудь космические отели, но скорее всего для больных людей. Говорят, некоторые болезни очень хорошо лечатся в невесомости. Проблема – как этих больных людей можно безопасно доставить в космос и вернуть назад?

Однако предположим, что космический туризм в какой-то мере получит право на жизнь. Какое место займет Россия в делении этого лакомого пирога стоимостью около миллиарда долларов? У нас есть проекты, аналогичные SpaceShipOne. Это, например, авиационная космическая система С-ХХI, разработанная на Экспериментальном механическом заводе им. В.М. Мясищева. Она рассчитана на размещение пилота и двух пассажиров, которые располагаются в скафандрах на катапультных креслах. Это обеспечивает их спасение в случае нештатной ситуации, но почему-то только до высоты 25 км. Время невесомости в полете составит три минуты, перегрузка – четыре единицы.

Другая российская компания, «Орбитальные технологии» (Orbital Technologies), совместно с РКК «Энергия» планирует запустить на орбиту целый космический отель! Полет обойдется в миллион долларов. Кормить туристов в отеле будут чуть не рябчиками и ананасами – во всяком случае, «тушеная телятина с лесными грибами, пюре из белой фасоли, суп картофельный и сливовый компот» им будут обеспечены.

Еще одна отечественная компания «КосмоКурс» заключила инвестиционное соглашение с корпорацией развития Нижегородской области о строительстве космодрома в феврале 2020 года. Ожидалось, что первые суборбитальные туристические полеты с экипажем из шести человек и инструктора с него начнутся в 2025 году. Объем инвестиций по соглашению составил 2,6 млрд руб. Однако проект был закрыт.

Так что российскому туристу в ближайшее время будет трудно слетать в космос.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...