0
5918
Газета Столица Печатная версия

15.11.2021 18:30:00

Реставраторы сохраняют наследие Москвы, несмотря на пандемию

Памятникам разных эпох в столице возвращают первоначальный вид, раскрывая их возможности и адаптируя под современные требования

Тэги: культурное наследие, реставрация, программа, москва, общественные пространства, вднх, модерн, конструктивизм


Реконструкция здания ГЭС-2 и создание вокруг него нового общественного пространства – один из знаковых проектов для столицы. Фото агентства «Москва»

Программа реставрации в Москве – крупнейшая в мире и активно выполняется даже в период пандемии. Только в прошлом году в столице восстановили 124 объекта, в нынешнем – уже около 200, значимую часть которых составляют дома в стиле модерн. Ежегодно работы ведутся примерно на 500 объектах, а всего за последние 10 лет мастера спасли от разрушения и восстановили более 1600 памятников истории и архитектуры. За ходом всех работ следит Мосгорнаследие. «Из наиболее ярких проектов за последние пару лет стоит отметить Дом Наркомфина, Северный речной вокзал, кинотеатр «Художественный», Дом Орлова-Денисова и многие другие», – сказал «НГ» руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. Рассказываем о самых значимых завершенных объектах и тех, что еще восстанавливают. Среди них, кстати, не только музеи и общественные пространства, но и жилые дома.

В нынешнем году к Дню города реставраторы завершили работы в ГЭС-2. В отреставрированном здании, фасад которого выходит на Болотную набережную, откроют центр современного искусства. Также завершились работы и в гимназии Медведниковых в Староконюшенном переулке. А через несколько лет москвичи смогут оценить восстановленные здания Императорского воспитательного дома и Центрального телеграфа – работы там начались в этом году.

Набережная с музеем на месте ГЭС-2 и возрожденные павильоны ВДНХ

Выведенная из эксплуатации «трамвайная», позже – «государственная» электростанция ГЭС-2 откроется в новом статусе Дома культуры в конце 2021 года. Здесь разместятся выставочные залы, образовательные классы, библиотека, книжный магазин, кафе, ресторан и актовый зал на 420 мест. «Слева от основного, исторического здания – Патриарший мост, впереди – спуск к воде, справа – Малый каменный мост. И вот эти все объекты образуют такой амфитеатр. А за основным зданием станции высажена роща – маленький лес в центре Москвы. Здесь тоже могут располагаться экспонаты, места для отдыха и прогулок», – рассказал «НГ» главный инженер компании «Метрополис» Александр Любарцев.

Центральным элементом комплекса, конечно, является здание ГЭС-2 площадью около 16 тыс. кв. м. Мастера вернули зданию башню с часами, сохранили стеклянную кровлю – теперь она снова наполняет здание естественным светом. При этом на крыше установили солнечные батареи, которые обеспечат до 10% энергии, необходимой для эксплуатации Дома культуры ГЭС-2. 70-метровые трубы бывшей электростанции приспособили для забора и очистки воздуха. Также в здании установлена система сбора и очистки дождевой воды, которую будут использовать в туалетах и для орошения растений. ГЭС-2 претендует на получение золотого сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) и включена в рейтинговую систему экологически чистых и устойчивых зданий.

Несмотря на эконаправленность, электростанции полностью вернули исторический вид. И даже металлические несущие конструкции восстанавливали, максимально сохраняя аутентичные материалы. «Моя компания занималась там реконструкцией несущих металлических конструкций в большом зале. Мы добавляли новый металл к существующим историческим конструкциям. Все работы проводили на месте – продольные балки даже не снимали, восстанавливая их на месте, а угловые спускали на пол, перевозили в цех, восстанавливали и возвращали на место. Соединяли металл заклепками, стилизованными под исторические. И сейчас там даже не отличишь, где новый металл, а где тот, что смонтировали еще при строительстве ГЭС-2», – рассказал «НГ» ведущий инженер компании «Велесстрой» Александр Симанич.

ВДНХ за несколько лет вернули былое великолепие

Реконструкция территории главной выставки достижений СССР – комплексный проект, который выполняется уже не один год. За семь лет реставрационных работ на ВДНХ вернули изначальный облик 23 объектам, еще в стольких же работы продолжаются. «Главная концепция, которой придерживаются специалисты с 2014 года, – реставрация объектов в соответствии с их обликом в 1954 году, поскольку основная архитектурная периодизация памятников относится к этому времени. При этом нередко в ходе исследований павильонов обнаруживаются более ранние или поздние фрагменты архитектурного или интерьерного декора», – рассказала заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы и куратор реставрационных работ на ВДНХ Юлия Логинова.

Например, в этом году завершились работы по реконструкции павильона «Микробиологическая промышленность». Специалисты полностью восстановили и укрепили деревянный каркас здания, а также деревянный резной фронтон с изображением букетов цветов, который украшает портик главного входа. Также на территории ВДНХ был отреставрирован фонтан «Дружба народов». Над 16 женскими золотыми скульптурами работали 25 реставраторов. На работы ушло четыре месяца и 6 кг сусального золота.

Еще дольше мастера работали над горельефом Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!». Известное произведение более 40 лет считалось утраченным, но при разборке обшивки в павильоне «Центральный» его случайно обнаружили рабочие. Работу восстанавливали почти год. «Гипсовые фигуры были сильно повреждены и нуждались в реставрации. Сложность работ была обусловлена и внушительными размерами произведения – на горельефе площадью 90 кв. м изображено более 1500 человек», – рассказал генеральный директор реставрационной мастерской «Наследие» Юрий Щедров. Всего за время проведенных работ на ВДНХ реставраторы сделали более 20 значимых находок и открытий.

Новые этажи под Политехом и нежные цветочки под толстым слоем штукатурки

Реставрация здания, где выступали Александр Блок, Владимир Маяковский и Демьян Бедный, началась в 2020 году. За это время исторический облик вернули парадной части здания: специалисты перебрали кирпичную кладку, укрепили поврежденные участки стен, сняли 15-сантиметровые слои штукатурки, заново открыв пилястры и карнизы на фасаде. «Весь декор был замазан многочисленными слоями краски после предыдущих ремонтов, начиная с дореволюционных времен, – рассказал о ходе работ архитектор реставрационной мастерской «Пирит-99» Сергей Куприянов. – Реставраторы приложили очень много усилий, чтобы расчистить и не повредить историческую форму. Например, по второму этажу под окнами идет декор в виде гирлянд с объемными цветами в натуральную величину. Эти цветочки откалывались, часть была утрачена. Мы по сохранившимся элементам делали новые детали и устанавливали их на место. Теперь облик полностью соответствует задумке архитектора Вивьена».

Но самая серьезная работа велась и продолжается сейчас внутри дома. В каминном зале воссоздан исторический паркет, в других комнатах – лепнина на стенах, мраморные узоры и исторические люстры. Один из главных объектов Домжура – парадная лестница из натурального мрамора. Чтобы вернуть ей исторический облик и воссоздать утраченные элементы, специалисты обращались к старым чертежам и фотографиям. А в работе современные специалисты использовали те же материалы и методики, что и мастера предыдущих поколений. «В принципе все то же самое, только поменялись инструменты – они стали современнее», – констатирует реставратор Григорий Шлег.

Политехнический музей закрыт на реконструкцию с 2013 года. Однако там говорят, что подобные проекты не делаются быстро и, чтобы спланировать им длинную и успешную жизнь, требуется время. Так, полтора года было потрачено на общий фундамент для трех корпусов и добавление новых подземных этажей под инженерные коммуникации. А из-за того, что в центре Москвы нельзя использовать тяжелую технику, выемку грунта рабочие выполняли лопатами.

«Базовая задача была – приспособить историческое здание под новые условия с учетом многофункциональности современного музея, – объяснил «НГ» заместитель генерального директора по информационным технологиям Михаил Яковенко. – Это значит, что помещения нужно приспособить под постоянные экспозиции, временные, лекционные залы, лаборатории, библиотеки. Для этого потребовались дополнительные инжиниринговые коммуникации, которые провели через техническое подполье, под потолками и на крыше здания, но так, чтобы они не портили исторический облик музея и их не было видно с улицы».

Исторический облик здания не изменился. Но поменяется концепция самого музея. После открытия Политех предстанет перед посетителями с экспозициями идей, а не предметов. «Сейчас ведется работа над созданием совершенно новых экспонатов, чтобы представить научные идеи максимально полно и доступно, – рассказала заместитель гендиректора по программной деятельности Наталья Сергиевская. – Фондовые предметы, несомненно, будут присутствовать в обновленном музее, однако не станут его основным наполнением».

Комплекс зданий Императорского
воспитательного дома станет
многофункциональным – тут будут и отель,
и офисы, и апартаменты. 
Иллюстрация с сайта www.бецкой.рф
Новый район на месте Императорского воспитательного дома и возрожденный телеграф

Императорский воспитательный дом – важный объект рядом с Кремлем, который формирует исторический облик центра столицы, и потому его восстановление крайне важно для города. Сейчас завершены противоаварийные работы по всем объектам комплекса. 3,4 тыс. элементов металлической ограды воспитательного дома расчистили от старой краски, грязи, ржавчины, с них сняли формы для последующей отливки недостающих деталей. А в пяти основных зданиях и сторожках охраны укрепили фасады и фундаменты. «В фундамент каждого здания бурился шурф и вкачивался специальный укрепляющий раствор. Если сложить эти шурфы, то ими можно спокойно замкнуть МКАД», – сообщил «НГ» исполнительный директор компании-инвестора и девелопера проекта ООО «Бецкой» Кирилл Ильичев. Общая площадь территории, отданной под реставрацию и благоустройство, достигает 11 га. Поэтому Ильичев сравнивает работу на объекте с реставрацией сразу нескольких зданий культурного наследия – настолько все масштабно.

Сейчас мастера занялись кирпичной вычинкой – заменой утраченных кирпичей в первоначальной кладке и реставрацией фасадов. «Начаты работы с элементами. Например, на фасаде есть изображения голубки. Реставраторы ее сейчас измеряют, фиксируют и будут восстанавливать. Также мы снимаем «бухтящую» штукатурку, которая при простукивании издает глухой звук, а значит, в этом месте у нее нет сцепки с фундаментом», – добавил Кирилл Ильичев.

Помимо реставрационных работ зданий, на территории воспитательного дома ведутся археологические изыскания, так как планируется проводить и земельные работы. Археологи работают на участках общей площадью 2 тыс. кв. м. Специалисты не исключают, что найдут здесь следы Белого города, но пока попадаются только нательные крестики и монеты. Инвесторы обещают позже показать все, что удастся найти в земле, и передать артефакты в музей.

Завершатся работы по реставрации Императорского воспитательного дома в 2025 году. «Территория будет очень разноплановой, – рассказал представитель компании-инвестора. – Там будет и отель, и офисные помещения, и апартаменты. На первых этажах разместятся кафе и рестораны, откроются образовательные, культурные и спортивные центры». Он уточнил, что все помещения будут приспособлены под современные нужды, но при этом сохранят свой исторический облик.

Кроме того, в ближайшее время в столице начнется реставрация здания Центрального телеграфа. Фасадам вернут первоначальный облик 1927 года. Архитектурную концепцию реконструкции разработало бюро британского архитектора Дэвида Чипперфильда, его команда занималась реновацией Нового музея в Берлине и Королевской академии художеств в Лондоне. Проект реставрации уже готов и согласован Мосгорнаследием. Известно, что специалисты воссоздадут по архивным документам металлический остекленный глобус, приведут в порядок изображение герба СССР и рельефную надпись «Телеграф» на фасаде, отреставрируют циферблат часов и колокол, отремонтируют крышу. «Очень важно, что специалисты сохранят все декоративные элементы: в центральном вестибюле приведут в порядок сводчатый потолок, украшенный лепниной, восстановят гранитный пол с выложенной на нем датой постройки телеграфа, почистят люстры, торшеры и настенные бра», – отметил «НГ» Алексей Емельянов.

Комплексную реставрацию здания проведут впервые. Во время работ специалисты укрепят фундамент и кирпичную кладку стен, отреставрируют фасады, чугунные решетки на башне и каменное крыльцо центрального входа. Все двери и окна приведут в соответствие с его первоначальной планировкой. В помещениях также демонтируют поздние перегородки и конструкции, отреставрируют стены и потолки. После завершения работ Центральный телеграф станет многофункциональным комплексом, включающим торговую галерею, офисы и общественные пространства. «Мы стремимся восстановить выдающуюся индивидуальность Центрального телеграфа, бережно открывая здание для публики, и возродить его как место для бизнеса и общественной жизни, для встреч и общения во имя процветания», – сказал Дэвид Чипперфильд.

Восстановленные жемчужины модерна и конструктивизма

Возрождают не только музеи, общественные и культурные пространства, но и жилые дома. Например, в 2021 году в городе отремонтировали более 20 многоквартирных домов, выполненных в стиле модерн. «Для каждого объекта был создан индивидуальный проект, учитывающий все уникальные особенности дома», – сказал заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Москвы Павел Рябоненко. Знаковым объектом стал дом в Большом Дровяном переулке – особняк Ольги Кирьяковой. В отличие от многих отреставрированных домов того периода этот не доходный, а усадебный. Он строился не для сдачи в аренду, а для одной из старых купеческих семей Москвы. Первые два этажа здания были возведены еще в 1821 году. В 1884-м дом перешел во владение к Петру Крашенинникову, который и решил его преобразить. Архитектором был Петр Дриттенпрейс. Изначально в доме было два входа – парадный для хозяев и служебный для прислуги. После разделения особняка на квартиры их переделали в подъезды.

Реставраторам в наше время пришлось немало потрудиться, чтобы привести здание в хорошее состояние и вернуть ему исторический облик. Во время проведения работ мастера восстановили в «служебном» подъезде заколоченное световое окно и уникальные подоконные шкафчики. В «парадном» подъезде провели реставрацию с докомпоновкой лепного декора. Непростой задачей стало восстановление тамбурных дверей. Собственники запретили снимать их с петель и отвозить в мастерскую. В результате мастерам пришлось работать на месте. Специалисты провели очистку всех ветхих мест, убрав ту часть древесины, которая за вековую историю уже превратилась в труху. На отшлифованную поверхность вручную был нанесен рисунок, в точности повторяющий фактуру дуба. Кроме этого, воссоздали поручни и перила, отреставрировали напольную плитку, а также фасад старинного особняка. Сегодня дом выглядит практически как 140 лет назад.

Памятники архитектуры можно встретить не только в центре столицы. В районе Лефортово на юго-востоке Москвы почти 100 лет стоит рабочий поселок Дангауэровка. Ансамбль жилых домов признан памятником конструктивизма, и до наших дней они сохранились практически без изменений. В одном из домов сейчас завершается ремонт, который проводит столичный Фонд капитального ремонта. 

Единственный раз капитальный ремонт в доме делали в 1956 году, поэтому он уже находился в плачевном состоянии. И в конце мая нынешнего года здесь также стартовали восстановительные работы. Специалисты обновили кровлю и все инженерные системы – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, канализацию, центральное отопление и электрические сети. На цоколь уложили новую плитку и реконструировали два старых угловых балкона. «Кирпичный фасад очистили от старой краски, затем загрунтовали и заново покрасили стойким к погодным условиям составом. Во время работ обнаружили интересную деталь: вместо швеллера в цоколе используются железнодорожные рельсы», – поделился открытием начальник участка подрядной организации Максим Свердлов. Специалисты связывают эту особенность с возможным дефицитом металла во времена строительства.

Также в подъездах покрасили стены, уложили плитку, поменяли двери. Здесь очистили и покрасили ограждения лестниц, установили перила. Во входных группах заменили окна, установив стеклопакеты с деревянными наличниками. Кстати, деревянные окна сохранились и во многих квартирах. «Конструктивистские дома несложные в ремонте. В этом здании предметом охраны являются его высотность и венчающие карнизы. Остальное ремонтируется с учетом проектной документации. Во время ее разработки делают научные изыскания и составляют конкретный перечень работ для подрядчика. При этом проектная документация проходит больше этапов согласований, чем при капитальном ремонте обычного дома, а за подрядчиком следит не только строительный контроль, но и Департамент культурного наследия, специалисты которого очень бережно относятся к историческим домам», – уточнила заместитель начальника управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта Москвы Ирина Одеркова. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также