0
3371
Газета Стиль жизни Печатная версия

24.04.2019 17:23:00

Кодекс гениальности

Леонардо да Винчи искал ответы на самые простые вопросы

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – критик, эссеист.

Тэги: леонардо да винчи, исследования, изобретения, кодекс, рукописи, жизнь, искусство


Леонардо в Амбуазе... Фото Владимира Шеляпина

В мае исполняется 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. О нем написано множество книг и статей. Популярные романисты и конспирологи пытаются постичь неуловимый «код» Леонардо. И все-таки этот титан Возрождения неизменно ускользает, остается не познанным до конца. Его разноплановые труды и полная тайн частная жизнь вызывают интерес ученых, биографов, любознательной публики. В судьбе великого человека всегда найдутся загадочные, тревожащие воображение факты.

В этом человеке (или сверхчеловеке?) легко уживались буйная фантазия и жажда практического опыта. В нем соединились научный, технический и художественный гений. На всем, за что брался Леонардо, лежала печать новаторства. Не случайно он жил в эпоху великих открытий, был современником Колумба, Веспуччи, Гутенберга, Лютера, Боттичелли. Магеллан отправился в кругосветное плавание именно в год смерти Леонардо. Как замечают исследователи, та эпоха была чем-то похожа на нашу: та же воля к всеохватности, к поиску универсальных рецептов. Не все из работ Леонардо сохранились, а иные (например, театральная бутафория для постановок при дворе миланского герцога) и не были рассчитаны на долговечность. Ценные сведения о творческой «кухне» и личных особенностях Леонардо дают его записные книжки. Они хранятся ныне в библиотеках и музеях шести городов (последняя крупная находка датирована 1965 годом). Леонардо регулярно вел дневники: писал и на листах газетного формата, и в миниатюрных карманных блокнотах («полевые заметки»). Ученым известно более 7,2 тыс. листов манускриптов – но это лишь около четверти от общего числа его записок.

Записи Леонардо кажутся хаотичными, однако позволяют проследить за ходом его мыслей и догадок. В них отразились и ненасытная любознательность, и масштабные планы. Он доверял тетрадям свои незавершенные идеи, недоделанные наброски. Рукописи Леонардо – документальное подтверждение его творческих поисков, ценнейший материал для исследователя. Однако и здесь на ряд вопросов ответы пока не найдены. К примеру, он не датировал свои записи. Кроме того, коллекционеры нередко перекомпоновывали его альбомы. В музеях хранятся собрания, состоящие из нескольких сот и даже тысяч его листов. Есть и 72-страничный кодекс, ныне принадлежащий Биллу Гейтсу, – он-то как раз дошел до наших дней неразъединенным. Эти записи наряду с рисунками «служат окошками в лихорадочный, фантастический, безумный, порой восторженный мир» великого человека, отмечает автор монументальной биографии Леонардо, американский журналист и писатель Уолтер Айзексон. (В 2018 году книга вышла и в русском переводе.) При этом никаких личных откровений в записках Леонардо не отыскать. Даже о своем многолетнем слуге Салаи он ничего не сообщает. Психоаналитики сделали из подобной скрытности гения свои выводы.

...и его могила. Фото Итто Огами
Этот фантазер, слывший при жизни белой вороной, намного опередил свое время. Но в чем-то он был типичным сыном своего века – любил модную одежду, собирал библиотеку печатных (чрезвычайно дорогих тогда) книг. Фактор незаконнорожденности вытолкнул его из мира солидных купцов и нотариусов в ненадежную, полную бурь область искусства и изобретательства. Будучи левшой, он писал зеркально не с целью «кодировать» свои тексты, а просто потому, что гораздо удобнее водить рукой влево: так чернила не размазывались по странице. Леонардо не получил формального образования и остался самоучкой, чем и гордился. То была позиция вольнодумца и практика, не обремененного грузом академической схоластики. Этот прославленный инженер толком не овладел алгеброй; замечательный книжник, он очень слабо знал латынь.

Леонардо устанавливал связи между различными областями знания, и это служило ему ориентиром для новых исследований. Как позднее в Эйнштейне, любопытство в нем часто пробуждали простые, детские вопросы: почему небо голубое? Как образуются облака? Одно у него естественно вытекало из другого, подчас – в нарушение тогдашних научных правил. Он конструировал сценические приспособления для персонажей-ангелов, а потом взялся за летательные аппараты, скрупулезно изучив принципы полета птиц, стрекоз, летучих мышей, анатомию крыльев. Скалы, образующие фон его картин, всегда показаны с поразительной геологической точностью. Да Винчи не чурался и «прозы жизни»: изобрел машины для насыпания овса лошадям в конюшне и для шлифовки швейных иголок. Его догадки и гипотезы предвосхитили учения Ньютона, Галилея. В некоторых областях науки и техники он опередил время на три века и более, например, придумал первый в мире антифрикционный сплав. Леонардо неизменно высмеивал астрологов, алхимиков и прочих адептов лженауки. Не жаловал и священников, хотя за подобные взгляды запросто можно было попасть в тюрьму.

Эпоха первооткрывателей и гуманистов была также веком страданий и жестокости. Войны, эпидемии, разбой, дворцовые перевороты служили привычным фоном жизни Леонардо. Он и сам не только писал мадонн и ангелов, но и разрабатывал проекты машин смерти. В числе его покровителей встречались персонажи, далекие от идеалов благочестия. Один только Чезаре Борджиа чего стоит. «Преуспел во всех мыслимых пороках и грехах: убийство, предательство, кровосмешение, кутежи, разврат, зверская жестокость, вероломство» – так характеризует его современный исследователь. Леонардо некоторое время работал у Борджиа военным инженером и картографом.

В наши дни он стал бы отличным, преуспевающим стартапером или креативным директором. Многие свои замыслы Леонардо не довел до конца: ему достаточно было сформулировать инновационную идею. Так, нереализованным остался его талант градостроителя: в архивах сохранился проект «идеального города» (на примере перестройки Милана). Кое-что он и сам не спешил завершать: по слову биографа, «мир нравился ему в текучем состоянии». Не умевший прожить «ни дня без строчки», Леонардо, однако, так и не написал ни одной книги.

Большую часть жизни он прожил в Италии (Флоренция, Рим, Милан, Венеция), но в начале ХVI века отправился во Францию по приглашению большого поклонника его таланта, короля Франциска. Там он и умер. Леонардо был похоронен в церкви при королевском замке Амбуаза, но сегодня местонахождение останков неизвестно. В начале ХIХ века церковь была разрушена, а еще через 60 лет при раскопках нашли череп и кости, возможно, принадлежавшие Леонардо да Винчи, и перезахоронили неподалеку. Его искусство и жизнь, его смерть и могила окутаны дымкой тайны. Да ведь он и сам как живописец стремился избегать четких, резких линий. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также