0
3008
Газета Я так вижу Печатная версия

19.08.2020 19:22:00

Системный анализ школьно-вузовского хаоса

Чего ждать учащимся и их родителям накануне начала занятий

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук, школьный учитель математики.

Тэги: учебный год, пандемия, коронавирус, школа, вузы


В этом году о многих традициях сбора детей в школу придется забыть.  Фото агентства «Москва»

Август – очень тревожное время для многих россиян. Особенно напряженно ожидают начало учебного года. Официальные сообщения дополняются слухами, которые, в свою очередь, дополняются новыми, порой самыми фантастическими прогнозами. Что же реально происходит?

Системой обычно называют взаимосвязанный комплекс компонентов. Система образования тоже подходит под это определение. Действительно, начальное образование связано со средним, среднее – с высшим. И эти связи достаточно прочные.

Раньше системой образования управляло одно министерство. Теперь их два. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. С одной стороны, единое руководство обеспечивает большую управляемость всей системы. С другой – можно наблюдать перекосы в таком управлении. Например, министр Дмитрий Ливанов уделял больше внимания вузам, так как сам был из университетской среды, а министр Ольга Васильева больше заботилась о школах.

Теперь же имеются два министра, каждый из которых весьма хорошо знает свою «башню» системы образования. То, что в условиях самоизоляции во время пандемии коронавируса между «башнями» пошли нестыковки, совсем не удивляет. Такого испытания система образования не знала несколько десятков лет. Да и разделение произошло не так уж давно. Со временем взаимодействие должно быть отлажено.

Но 1 сентября уже совсем близко. И люди хотят знать, что же их ждет. Кого-то вынужденный дистанционный эксперимент обрадовал, кого-то огорчил, кого-то напугал, кого-то разгневал. При этом для каждой «башни» будущее дистанционного обучения разное.

Позитивный фактор для перехода к дистанционной форме обучения студентов – взрослость аудитории. Действительно, практически все студенты совершеннолетние либо станут совершеннолетними после первого года обучения. Поэтому исключаются проблемы, связанные с участием родителей или иных законных представителей студентов. Кроме того, к 17–18 годам люди уже вполне хорошо разбираются в дистанционных технологиях. Те же, кто пока эти технологии не знает, могут достаточно быстро их освоить.

Негативным фактором здесь служит существенная разнородность самих вузов как по размеру и рейтингам, так и по специальностям и направлениям подготовки. Такие большие различия позволяют сделать вывод, что система высшего образования очень неоднородная. Переход к дистанционным технологиям будет усиливать крупные вузы с опытом дистанционной работы и хорошим техническим и программным обеспечением. Небольшие и слабые вузы будут становиться все менее привлекательными. Некоторые из них просто тихо исчезнут. В первую очередь это коснется регионов.

Хорошо это или плохо? Наверное, все же хорошо. Доступ к знаниям на базе лекций ведущих профессоров страны вместо очных занятий с местными преподавателями низшей квалификации лично я счел бы за благо. Такое уже было в начале века, когда массово закрывали образовательные коммерческие «помойки», где преподавали все подряд, а с ученой степенью был только ректор такого вуза.

В средней школе ситуация гораздо жестче. Во-первых, школа работает с детьми. Дети очень разные. У многих сознательность еще не пробудилась. Некоторые не владеют компьютерными технологиями. Некоторые вообще не имеют компьютера. У некоторых нет доступа к сети интернет или этот доступ плохой. А учить нужно всех.

Во-вторых, дети имеют родителей. Эти родители обычно работают. При очном обучении днем ребенок был под контролем школы. Это родителей устраивало. При полной дистанционной схеме этого контроля уже не будет.

В-третьих, школа несет большую воспитательную нагрузку. Не уверен, что дистанционное воспитание будет достаточно эффективно. Наконец, детям нужно общение. Нужно пребывание в коллективе.

Таким образом, у руководителей этой «башни» пока достаточно сложный выбор между плохим и нехорошим. Плохим будет революционный переход к дистанционному образованию в школах. Скорее всего здесь «прилетит» с очень многих сторон – и от детей, и от родителей, и от учителей. Поэтому на этот шаг пока никто не идет. Пока не накрывает вторая волна пандемии.

Нехорошим будет начало очного обучения с соблюдением всех мер безопасности. Это очень активно обсуждается и в прессе, и в соцсетях. Разделение классов на две группы повлечет либо необходимость удвоить число учителей, либо удвоить нагрузку учителей действующих. А многие из них и так работают на полторы-две ставки. И такую нагрузку просто не потянут. Да и где взять денег на новые часы?

Хорошим решением было бы начать учебный год в обычном режиме. Постепенно внедряя новые дистанционные технологии по мере обучения им школьников и по мере оснащения школ необходимой техникой. Но предлагать такое все же не рискну, так как предвижу очень много страшных обвинений в том, что мне плевать на здоровье подрастающего поколения. Отмечу только, что за пределами школьного двора дети обычно тусуются группами. Со всеми втекающими и вытекающими. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также