0
0
Газета Я так вижу Печатная версия

08.09.2021 19:20:00

Зачем китайцам Карибское море

Поднебесная устанавливает контроль над портами в Западном полушарии

Сергей Никитин

Об авторе: Сергей Александрович Никитин – эксперт по Латинской Америке.

Тэги: китай, сша, карибское море, торговля, жэкономика, политика


По мнению экспертов порт Кингстон контролируется компаниями из Китая. Фото со страницы порта Кингстона в социальной сети

США бьют тревогу по поводу «морской экспансии» КНР в Карибском море. Согласно утверждениям ряда американских экспертов, Китай установил через свои компании, специализирующиеся на управлении морскими портами и строительстве портовой инфраструктуры, контроль над большинством морских ворот карибских государств. Он, по сути, уже контролирует крупнейший в зоне Антильских островов порт Кингстон (Ямайка) и даже Фрипорт (Багамские Острова) – порт основного союзника США в регионе, расположенный в непосредственной близости (всего в 160 км) от американского побережья.

Среди активно ратующих за незамедлительное принятие Вашингтоном мер против Пекина фигурирует командующий южным командованием США адмирал Крейг Фаллер. Он заявил, что происходит стремительное проникновение Китая в регион, который Вашингтон издавна считает своим «внутренним двором». По его словам, наблюдаемые усилия КНР по модернизации инфраструктуры в контролируемых портах на Ямайке и в Доминиканской Республике, расположенных в непосредственной близости от Панамского канала, представляют прямую стратегическую угрозу для США. Представители американских военно-политических кругов считают, что Китай способен использовать, если уже не использует, порты карибских государств для материально-технической поддержки кораблей ВМФ КНР, дислоцирующихся в регионе. Их подозрения по данному поводу усилились после просочившейся в СМИ информации о том, что объекты, принадлежащие Китаю в контролируемых им портах, якобы были взяты под охрану хорошо вооруженными и оснащенными спецтехникой частными военными компаниями.

Беспокойство у Вашингтона вызывает и активность китайцев в вопросе увеличения глубины находящихся под их контролем портов в ряде других регионов. Подобные усилия Пекин объясняет необходимостью приема торговых судов больших габаритов в целях повышения эффективности грузоперевозок. Вместе с тем увеличение глубины портов может рассматриваться и как намерение использовать их в дальнейшем для приема военных кораблей с большей осадкой. И аналогичные действия, опасаются в Вашингтоне, Китай может предпринять в портах карибских стран.

Опасения американской стороны разделяет директор Центра глобальных проблем Университета Наварры (Испания) Эмили Бласко. Согласно имеющейся у него информации, в апреле минувшего года китайская компания Merchants Port Holdings стала мажоритарным акционером одного из портов на Ямайке, ближе всех расположенного к Панамскому каналу. Это превращает порт в весьма выгодный для китайцев хаб с самым интенсивным трафиком грузоперевозок в зоне Карибского бассейна.

Ямайка, по утверждению Бласко, вообще превратилась в крупнейшего среди стран Антильского архипелага бенефициара китайских займов. C 2005 года по настоящее время общая сумма китайских кредитов, предоставленных Ямайке, составила 2,1 млрд долл. Однако, возможно, под давлением Вашингтона Ямайка пока препятствует установлению Пекином контроля над еще одним портом Гот-Айленд. Впрочем, не исключено, что Пекин рано или поздно своего добьется.

Китай проявляет интерес и к установлению контроля над портом Мансанильо (Доминиканская Республика), расположенным вблизи от коммерческого морского трафика, ведущего в США. Однако руководство этой страны пока отвечает отказом, заявляя, что не отдаст в руки китайцев какие-либо объекты инфраструктуры, имеющие стратегическое значение, чтобы не поставить под угрозу хорошие отношения между Вашингтоном и Санто-Доминго. В ходе визита в США президент Доминиканской Республики Луис Абинадер недвусмысленно подчеркнул, что «инвестиции Китая в экономику страны будут приветствоваться только в тех областях, которые не имеют стратегического значения». Впрочем, это не помешало Доминиканской Республике взять у КНР кредит в 600 млн долл. в обмен на отказ Санто-Доминго от признания Тайваня.

В сфере активного интереса КНР фигурируют инфраструктуры портов таких стран региона, как Куба, Багамские Острова, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда. Китайцы уже построили объекты портовой инфраструктуры в Норт-Абако (Багамские Острова), а на Кубе компания China Communications Construction Company (CCCC) получила подряд на сооружение нового терминала порта Сантьяго-де-Куба.

В контексте усиления влияния Китая на карибские страны британские СМИ возложили на него вину за высказываемые Барбадосом намерения отказаться от правления королевы Великобритании, выбрать собственного главу государства и в перспективе, возможно, вообще выйти из состава Содружества.

Не исключено, что в ближайшей перспективе США усилят давление на карибские государства с целью не допустить «морской экспансии» Китая в регионе. И вполне вероятно, что отказ Ямайки и Доминиканской Республики предоставить в распоряжение китайцев новые порты является результатом первых усилий Вашингтона в данном направлении.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Другие новости

Загрузка...