0
7442
Газета В мире Печатная версия

19.03.2020 20:12:00

Глобальный китайский проект "Один пояс – один путь" заморожен

COVID-19 развеял мечту Поднебесной стать первой державой мира

Тэги: китай, коронавирус, экономика, один пояс


Фото Lintao Zhang/Getty Images

Эпидемия, зародившаяся в Китае, ослабила его международное влияние. Пока рано говорить, как изменится внешняя политика Пекина под воздействием COVID-19. Но вирус обнажил дефекты в инициативе «Один пояс – один путь», направленной на то, чтобы создать традиционную и цифровую инфраструктуру по всему миру. Поскольку ее воплощение зависит от работников, оборудования и кредитов Китая, карантины, запрещение поездок для граждан КНР и другие ограничения привели к тому, что планы строительства застопорились. По мнению экспертов, Пекин сохранит только те задания, которые выгодны самому Китаю.

Шок от коронавируса ощущает экономика и самого Китая, и его партнеров. Это особенно наглядно демонстрируют соседние с КНР страны Азии.

Как передает информационный сайт Совета по международным отношениям США, работы остановлены в «китайско-пакистанском экономическом коридоре», специальной экономической зоне в городе Сиануквиль в Камбодже, в совместных с Китаем стройках в Индонезии, Мьянме, Малайзии.

Тут играют большую роль временные запреты, не дающие возможность китайским работникам вернуться в страны, где они трудились. Ограничения для них ввели более 130 стран. С Ираном другой случай. Поскольку там зараза поразила многие сотни людей, Китай сам репатриировал из этой страны своих граждан. А китайско-иранские проекты зависли. Чем дольше китайские специалисты не будут иметь возможности вернуться на работу, тем больше будет незавершенных объектов. А некоторые из них могут быть вообще заброшены.

Конечно, близкий к американскому истеблишменту Совет по международным отношениям и раньше нещадно критиковал «Пояс и путь», доказывая, что он ведет к закабалению развивающихся стран Китаем. Но приводимые сайтом факты подтверждаются сведениями из нейтральных источников. Портал New Arab сообщает: коронавирус повлиял на ряд стран – среди них Пакистан, Бангладеш, Таджикистан, Казахстан. Китайские инженеры и рабочие, уехавшие домой на праздник весны, не смогли приехать обратно. В результате в Бангладеш запуск крупнейшего в стране инфраструктурного сооружения – двухъярусного железнодорожного моста через реку Падма под контролем китайской фирмы остановлен. А ведь в него вложено 1,1 млрд долл.

Дэниэл Рассел, бывший помощник госсекретаря США по Восточной Азии, предсказывает в газете South China Morning Post, что COVID-19 не нанесет смертельного удара по «Поясу и пути», но вынудит страны-реципиенты по-новому оценивать риски, к которым ведет интеграция и экономическая зависимость от гигантского соседа на севере. Мир, возможно, еще не осознал, как все изменилось. Нежданно-негаданно самым знаменитым предметом китайского экспорта стал опасный вирус, а индустриальный Ухань, который оснащал партнеров Китая по «Поясу и пути» станками и другим оборудованием, превратился в эпицентр кризиса.

Китайские власти сознают, что эпидемия ставит в трудное положение зарубежные контракты. Китайский Банк развития заявил, что предоставит под низкий процент займы компаниям, участвующим в проекте. Но они пойдут в основном китайским фирмам. Поэтому в Нигерии прокладка железной дороги остановлена. А в Индонезии объявлено о задержке строительства высокоскоростной железной дороги Джакарта–Бандунг.

Люди боятся заразиться от китайцев. Распространяются расистские настроения. В Индонезии были случаи погромов китайцев в прошлом. Эти предрассудки не исчезли. Как иначе можно объяснить, что в Facebook в Индонезии получил хождение такой вымысел: «Уханьский коронавирус – это смертельное оружие, пущенное в ход китайским коммунистическим режимом, чтобы ликвидировать мусульман»?

Можно надеяться, продолжает бывший американский дипломат, что пандемия пойдет на спад и цепочки поставок будут восстановлены. Но путь «Пояса и пути» все равно не будет гладким. Во-первых, у партнеров КНР поубавится желания и возможности оплачивать совместные стройки. Во-вторых, сами китайцы, вероятно, будут еще больше негодовать по поводу того, что деньги уходят за границу, а не на подъем отечественного здравоохранения и других отраслей, жизненно важных внутри страны.

Согласно исследованию Heritage Foundation, уже в прошлом году иностранные инвестиции Китая упали на 41%. А ныне в свете возможной рецессии в КНР госкомпании будут стремиться продать рискованные заграничные проекты.

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил: «Проекты «Пояса и пути» финансируются в Китае из разных источников. Есть чисто политические инициативы, которые должны были принести Китаю стратегические преимущества. Они могут пострадать, так как у китайского правительства будет меньше ресурсов, их постараются перераспределить для решения внутренних задач. Но есть проекты, обеспечивающие доступ к импорту необходимых товаров и продвижение китайского экспорта. Они выживут. Китаю в любом случае будут необходимы внесенные за рубежом инвестиции в нефть, газ, металлы, сельское хозяйство. С другой стороны, нужно расширять поставки промышленной продукции за границу. Например, в России китайцы строят автозаводы. Может, под влиянием кризиса это замедлится. Но впоследствии все оживет». 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также