0
9464
Газета В мире Печатная версия

27.08.2020 20:01:00

Эрдоган просчитывал удар по российской авиации

Анкару предупреждали о рисках "самолетного кризиса"

Тэги: турция, военные операции, сирия, самолет, инцидент, авиация, россия


Турецкий Генштаб пытался избежать «самолетного кризиса» в 2015 году, но Эрдоган к нему не прислушался. Фото с сайта президента Турции

Турецкое руководство отказалось следовать рекомендациям военных советников пересмотреть правила применения боевой силы в Сирии, которые в ноябре 2015 года сделали возможным удар по российскому самолету Су-24. Об этом говорится в судебных показаниях помощника главы Генштаба Вооруженных сил (ВС) Турции полковника Орхана Йыкылкана, который в 2019 году был приговорен к 141 пожизненному сроку за участие в попытке госпереворота. По словам офицера, он и его коллеги неоднократно предупреждали своего шефа о риске масштабного кризиса из-за удара по российской авиации.

Показания Йыкылкана опубликовала стокгольмская организация Nordic Research Monitoring Network. Они касаются короткого периода времени, который предшествовал атаке на российский бомбардировщик. «В течение двух месяцев мы говорили: смотрите, это (удар по ВКС РФ. – «НГ») будет стратегической ошибкой, – вспоминал Йыкылкан. – Даже не пытайтесь стрелять. Российская авиация нарушала воздушное пространство стран НАТО тысячи раз. Это нормально. Когда греческий самолет вторгается в наше воздушное пространство, это нормально». Однако на том формате применения военной силы, который позволил ударить по Су-24 в ноябре 2015 года, настаивал лично президент Реджеп Тайип Эрдоган, следует из публикации.

Помощники тогдашнего начальника Генштаба Хулуси Акара, который теперь занимает пост министра национальной обороны, пытались убедить своего шефа в необходимости противостоять давлению гражданского руководства страны. «Каждую неделю в течение двух месяцев мы с помощником по вопросам ВВС рассказывали о рисках сбить российский самолет, если нынешняя ситуация сохранится», – говорил Йыкылкан.

Офицеры тогда прогнозировали, что инцидент, если он все-таки произойдет, вполне может привести к потере Турцией своих позиций в Сирии и даже к требованиям изменить условия Конвенции Монтре, которая регулирует режим прохода иностранных военных кораблей через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.

«Как военный, вы обязаны с точки зрения здравого смысла сказать президенту, что были тысячи таких инцидентов. Было бы нелогично сбивать российский самолет, который входит в воздушное пространство Турции и затем покидает его», – объясняет Йыкылкан. Однако, несмотря на все предупреждения, Акар согласился с требованиями Эрдогана, что в итоге привело к «самолетному» кризису. Йыкылкан рассказал о том, что в первые часы после удара по Су-24 он и его команда пытались контролировать последствия. Однако ущерб этим усилиям нанесли люди из администрации турецкого президента, которые в первые часы после трагедии «слили» государственным СМИ на условиях анонимности, что пострадал именно российский самолет.

Команде Генерального штаба пришлось корректировать турецкий подход к набиравшему обороты военно-политическому кризису по ходу дела. «Во-первых, спасите пилота: если его убьют, если его линчуют на глазах у всех, это автоматически приведет к возмездию, и Россия может напрямую ударить по Турции, – вспоминал на суде Йыкылкан рекомендации своих коллег, выпущенные в первые часы после трагедии в Сирии. – Во-вторых, ни в коем случае нельзя говорить, что это был российский самолет: не знаем, какой стране он принадлежал. Пересмотреть заявление (президентской администрации. – «НГ»). В-третьих, необходимо сообщить ВМС Турции, что по каждому кораблю в Средиземном море могут нанести удар. Речь идет о России».

В тот день Эрдоган действительно продемонстрировал «ястребиную» позицию по инциденту. После заседания турецкого Совета безопасности президент заявил, что противодействие Су-24 было оказано «в рамках принятых правил реагирования на угрозы границам». Турецкому Генштабу пришлось распространить данные своих радарных систем о пути российского бомбардировщика. По этой версии, Су-24 пересек ее границу в юго-восточной части провинции Хатай в западном направлении, пройдя вглубь примерно на четыре километра в воздушное пространство Турции. В этом районе границы создают подобие узкого вытянутого мыса. Самолет, согласно турецкой версии, пролетев около 5 км в турецком воздушном пространстве, сразу вышел из него.

Через несколько дней после трагедии Эрдоган был вынужден дать задний ход. «Нарушивший наше воздушное пространство самолет был сбит нашими F-16. Несмотря на десять предупреждений, самолет продолжал двигаться к нашей границе, а его принадлежность была неизвестна, – заявлял турецкий лидер. – В соответствии с правилами реагирования самолет был сбит. Только потом стало известно, что самолет принадлежал России. О наших правилах реагирования мы сообщили всему миру». Эрдоган отметил, что «первые нарушения границы были допущены Россией 3–4 октября». «Это было третье нарушение. После двух предыдущих инцидентов я звонил президенту РФ Владимиру Путину и называл это некрасивыми событиями», – сказал он.

В июле 2019 года Йыкылкан был признан виновным в участии в событиях путча 2016 года и приговорен вместе с 17 офицерами турецкой армии к 141 пожизненному сроку с отбыванием в колонии строгого режима. Показания, которые опубликовала Nordic Research Monitoring Network, датируются апрелем того же года. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Другие новости

Загрузка...