0
3046
Газета В мире Печатная версия

05.04.2021 20:34:00

Эстония против туннеля между Хельсинки и Таллином

Страны Балтии боятся, что проект, соединяющий две столицы, позволит Китаю усилить нажим на Европу

Тэги: прибалтика, подводный туннель, жд, хельсинки, таллин, китай, ес, безопасность


Китайские поезда-пули ранят Европу в самое сердце, опасаются прибалты. Фото Reuters

Рыть или не рыть – вот в чем вопрос. Знаменитый финский предприниматель Питер Вестербака считает, что копать, прокладывать подводную железнодорожную артерию по дну Балтики нужно обязательно. Тем более что деньги нашлись, их сулит Китай. Когда замысел станет былью, прилегающие районы будут притягивать инвесторов со всего мира. Но возникли неожиданные препоны. Эстония, как и Латвия, и Литва, опасаются, что строительство тоннеля позволит Пекину плести интриги против Евросоюза и создаст угрозу для безопасности постсоветских государств.

Вестербака, один из создателей легендарной игры Angry birds, которую пользователи загрузили на свои устройства более 4 млрд раз, теперь хочет стать рекордсменом совсем в другой области.

Заручившись обещанием китайцев вложить в проект 17 млрд долл., финский бизнесмен намерен соорудить туннель между Финляндией и Эстонией, то есть реализовать один из самых крупных инфраструктурных проектов в Европе.

Магнат компьютерных игр говорит, что его вдохновили японские и китайские поезда-пули. Совершенно естественно, сказал он газете South China Morning Post, что партнерами для сооружения подводного пути длиной 100 км стали китайские фирмы China Railway Group и Touchstone Capital Partners. «Нетрудно догадаться, где искать технологии, если вы хотите иметь скоростную железную дорогу», – пояснил он.

Правительства Финляндии и Эстонии давно обсуждали вопрос, как связать железной дорогой Хельсинки и Таллин. Сейчас поездка на пароме из одной столицы в другую занимает два часа. По туннелю на это уйдет 20 минут. Но план натолкнулся на политическое препятствие, которое даже для Вестербаки оказалось нелегко обойти.

Эстония, Латвия и Литва стали авангардом той части Европы, которая подвергает критике политику Китая. Вестербака, однако, убежден, что настрой скептиков можно преодолеть и к декабрю 2024 года поезда по подводному пути побегут. Бояться китайских капиталовложений нечего, ведь большинство акций сохранит за собой Европа. «Все дело в том, что между США и Китаем идет холодная война, и Евросоюз попал под раздачу. Но что может случиться? Вы что, думаете, что китайцы закроют туннель или заберут его себе?» – вопрошает бизнесмен.

Но в Прибалтике этот аргумент далеко не все принимают на веру. «Ни в Хельсинки, ни в Таллине, ни в Брюсселе этот дьявольский проект не получит одобрения», – утверждает Уна Берзина-Серенкова, директор Центра изучения Китая в Риге. Она знает, о чем говорит. Ведь ранее представитель эстонской разведки указал, что компания Touchstone когда-то допускала финансовые нарушения. Что еще хуже, Китай использует инвестиции для того, чтобы направлять политику других стран по нужному ему руслу.

В том же ключе высказался эстонский министр государственного управления Яак Ааб. Он рекомендовал отвергнуть план по соображениям безопасности, приняв в расчет фактор экономический и окружающей среды. Туннель только один из поводов для недовольства Китаем в правящих кругах балтийских стран. Еще в 2012 году Пекин выдвинул инициативу создать механизм «17+1». Имелись в виду страны Центральной и Восточной Европы и Китай. «По нашему мнению, эта инициатива почти за 10 лет не принесла результатов», – сказал заместитель министра иностранных дел Литвы Эгидиюс Мейлунас. Китай – на 20-м месте среди торговых партнеров Литвы.

Литва недавно заблокировала поставки китайского оборудования на трех своих аэродромах, ссылаясь на угрозу для безопасности. Мейлунас призвал Пекин работать с ЕС в формате «27+1», то есть в масштабах всего блока, а не отдельно с Восточной Европой. По сути, три государства своими ограничениями против Китая демонстрируют верность Америке, комментирует Берзина-Серенкова.

В беседе с «НГ» Александр Лукин, директор Департамента международных отношений ВШЭ, отметил: «Недавно Евросоюз подписал соглашение об инвестициях с Китаем. Но с тех пор ситуация изменилась. При президенте США Джозефе Байдене ЕС стал подстраиваться под США в критике Китая. В первых рядах тут идет Новая Европа – бывшие советские республики и государства социалистического лагеря. Они хотят показать себя более послушными и проамериканскими. Поэтому вполне возможно, что они станут отказываться вопреки своим интересам от проектов с Китаем. Так же они поступают и в отношении России». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также